: Главная / Походы / Четыре водопада

| RSS

Четыре водопада

1 Апрель 2018 | Один комментарий | Рубрика Походы

Маршрут нового похода выбирался по старому сценарию - медитативный бросок стрелы дартса с разворотом из-за спины в карту юго-западной части Крыма. Стрела, задрожав, впилась в село Передовое сразу чуть ли не на пол-иголки.

Передовое…УРКУСТА - сразу вспомнилось его старое, до 1947 года, название, смысл которого ученые пока еще не смогли расшифровать, как ни тужились - также как этрусские, мероитские, иберские и хаттские названия.

Денис, мой верный горный спутник и мощнейший фотограф от Бога, прибыл сияющим в предвкушении приключения с бутербродами, рюкзаком, термосом иван-чая, в новых спецназовских пустынных берцах.

На дворе - весна, крымские водопады, как известно, работают в полный рост и вот решение принято единогласно - надо немедленно идти проверить их бесперебойную и безаварийную работу в горах.

В Байдарской долине известно четыре красивых водопада, которые действуют в это время непрерывно. Есть также еще пара-тройка водопадов, которые извергают из себя воду по заполняемости - обычно после хорошего дождя. Пешком пройти все из них за один раз мы  не смогли бы ввиду удаленности каждого из них, и поэтому маршрут смещается к местам сосредоточения большинства.

Идея похода состоит в том, чтобы посетить максимальное количество водопадов, постепенно поднимаясь, и выходя за границы Байдарской долины на перевал, за которым располагается село Родное (на речке Уппа), которая впадает, как известно в Черную речку (Биюк Карасу).

Капитан легендарного дайверского катера “Барс” и по совместительству мой папа, везет нас до точки начала маршрута. Дорога к Байдарской долине ведет мимо Балаклавы, Оборонного (легендарные Камары) двух безымянных озер,горы Нефертити, вдоль сухой речки и дальше левее Варнутской долины по извилистому, но недолгому серпантину до древнего села Биюк-Мускомья, ныне известного местным жителям как Широкое.

Байдарское водохранилище

Внутри Байдар красивый каньон Биюк-Карасу, с замыкающей его скалой Кизил Кая, сверкает Красными минералами и манит пройти его сразу же, как только взгляд падает на его начало - но мы, скрипнув зубами, проезжаем Каньон, ибо наша цель сегодня-водопады.

Озеро Нижнее

Дальше пешком. Минимум в рюкзаках и удобная обувь. Сразу же начинаем с воды - озеро Нижнее и впадающая в него речка ведут нас все выше и дальше к перевалу. Крымский добрый лес тут же принимает своих фанатов в свое ароматное нутро и демонстрирует всякие уникальные прелести в виде тумана над озером, дробной трели далекого дятла и запаха весенних деревьев.

Примула

В лесу много маленьких цветочков в основном - это примула, фиалки, крокусы. Деревья еще не зазеленели, но ковер из короткой, пушистой травы и бело-синих цветов лежит на полях и прогалинах во всю свою сочную силу.

Водопад Кобалар (Козырёк)

По каньону, сильно напоминающему Узунженский, мы поднимаемся к вертикальной  древней стене с которой льется поток воды Этот водопад называется Кобалар (пещеры). Туристы знают его как Козырек. В реке льется чистейшая вода, кое где образующая ванны, каверны и некие застойные зоны, куда хотелось бы окунуться, будь на улице чуть “погорячее”.

Водопад Кобалар

Вода на Козырьке стекает с 14 метров и благодаря его особому устройству в виде стенки с отрицательным уклоном -можно постоять за стеной воды и послушать негромкий, но завораживающий рев небольшой Ниагары. Благостное чувство приобщения к вечному и прекрасному всегда посещает меня в такие мгновения. Крымская горная жизнь прекрасна и полна подобными приключениями.

Водопад Козырёк

Свежесть, запах чистейшей воды с гор, шум от ее падения,волшебный лес кругом - все это мгновенно сливается воединое и неделимое время “сейчас” и ты вдруг понимаешь, что восприятие земной жизни должно быть именно таким - полным, всецелым и крайне неторопливым.

Вид на Байдарскую долину

Мы двигаемся дальше и по извилистой тропе поднимаемся на верхнюю стенку, откуда и стекает вода. Слышны голоса - вот подошли первые туристы - они кажутся совсем маленькими с высоты, а наши панорамы на Байдары становятся все более и более глобальными. Идем по верху вдоль русла, изобилующего “ваннами молодости” в раных конфигурациях и ты невольно представляешь себя в летнюю жару таким тельцем, уютно свернувшимся в одной из скальных гротиков, а свежая вода омывает тебя с головой. Круто!

Отдых на можжевельнике

Наша следующая цель - стоянка древнего человека (эпохи Мезолита)  Фатьма-Коба. Там же, собственно, и должен быть следующий водопад. Подъем медленно выравнивается и теперь мы идем по красивому лесу со стоячей рекой.

Речка

Вдруг впереди проглядывают стены деревянных коттеджей. Нас не покидает ощущение не особой хоженности здешних мест - а тут целый поселок! Через пятнадцать минут деревянные дома с крепким и высоким фундаментом исследованы, и нашей группой сделан вывод о том, что их не трогали уже несколько лет. Внутри много бруса, труб, закреплены отопительные батареи и трубы, хорошие, качественные стеклопакеты и много чего еще. Однако дерево начало гнить, внутри домов живут птицы и все медленно разрушается.

Заброшенный коттеджный посёлок

Надо бы спросить у кого-нибудь что это за поселок, затерянный в лесу. Место - в высшей степени живописное и выглядит как затерянный мир.

Алексей фотографирует примулу

Тропа становится все более влажной и порой мы чвякаем, с усилием доставая ботинки из лесной жижи. Лес все выше,птицы поют громко и осознанно. На фоне окружающей нас сбалансированности, неторопливости и гармонии, все чаще и глубже проникает мысль о бренности бытия и бесценности настоящей жизни - когда ты все видишь сердцем и счастлив от того, что ты здесь на этот короткий промежуток времени нашей Вселенной.

Весенний лес

Я ищу в телефоне и читаю Денису небольшое стихотворение, которое недавно прислал мне папа. Называется “Особый случай”. Смотрите сами:

Особый случай

Жили–были, варили кашу, закрывали на зиму банки. Как и все, становились старше. На балконе хранили санки, под кроватью коробки с пылью и звездой с новогодней ёлки. В общем, в принципе — не тужили. С расстановочкой жили, с толком.

Берегли на особый случай платье бархатное с разрезом, два флакона духов от гуччи, фетра красного полотреза, шесть красивых хрустальных рюмок и бутылку китайской водки. А в одной из спортивных сумок надувную хранили лодку.

Время шло, выцветало платье, потихоньку желтели рюмки, и в коробочке под кроватью угасала звезда от скуки. Фетр моль потихоньку ела, лодка сохла и рассыпалась. И змея, заскучав без дела, в водке медленно растворялась. Санки ржавились и рыжели. Испарялся закрытый гуччи. Жили, были, и постарели, и всё ждали особый случай.

Он пришёл, как всегда, внезапно. Мыла окна, и поскользнулась. В тот же день, он упал с инфарктом. В этот дом они не вернулись.

Две хрустальные рюмки с водкой, сверху хлеб, по квартире ветер. Полным ходом идёт уборка, убираются в доме дети.

На помойку уходят санки, сумка с лодкой, дырявый фетр. Платьем, вывернув наизнанку, протирают за метром метр подкроватные толщи пыли. В куче с хламом — духи от гуччи.

Вот для этого жили–были.

Вот такой вот особый случай…

Пороги на реке

На этой волне мы немного тормозим, расчувствовавшись, и нас уже догоняют положительные туристы, которых мы видели на водопаде. Старший из них показывает нам чуть дальше по течению несколько красивых порожков на реке, которые он недавно очистил от веток, камней и привел в отличное состояние. Дальше они не идут, останавливаясь на привал.

Водопад Фатьма-Коба

Фатьма-Коба - впереди, и тут выясняется, что Фатьма-Коба и расположенный дальше по течению водопад Рыжий (Шан-Коба) сейчас не работают, а вода из них льется только когда пройдет сильный дождь, как говорит нам опытный турист.

На вершине водопада Фатьма-Коба

Огибая небольшую гору мы поднимаемся к большому и очень  красивому гроту, в цветах которого преобладает ярко-синий. По размерам - чуть меньше Козырька. С него грандиозный вид сверху на Байдарскую долину и на перевалы, ведущие в долину реки Бельбек. Нам же надо идти вверх по течению, пробиваясь к Родному а никакой тропы вблизи уже и не видать.

Алексей на скале

Вскоре, двигаясь по скалистому руслу сухой реки мы упираемся в отвесную стенку рыжего цвета.

Многотысячелетние потоки воды оставили несмываемые следы на песчанике. Возможно это и есть Шан-Коба.”Мммм… Но это не точно” -  как мудро сказал однажды какой-то находчивый бородатый блогер.

Молодильные ванны

Чтобы обойти эту естественную преграду приходится забирать сильно влево, подниматься на гору, ломиться через кусты и деревья, чтобы понять, что тропинок тут нет совсем. Привал на обрыве дает возможность обдумать следующие наши шаги и вобщем-то почти наобум мы ползем на скалистую гору. Перспектива идти, продираясь сквозь валежник совершенно не радует и я аккуратно подумываю о том, чтобы включить заднюю и начать спуск.

Крымский лес в марте

Но ура! - на вершине столовой горы есть тропинка и мы идем по ней, хотя она к сожалению, оканчивается ничем. Блукаем по огромной поляне, пытаясь понять по карте наше направление и медленно выходим к потрясающему лесу из высоких деревьев. В нем громко и мелодично поют птицы. мы на минуту останавливаемся просто для того, чтобы записать их голоса.

Крымская примула

Я никогда не думал - как это классно, хотя однажды во время дайвинг-путешествия в селе Поповка мы точно также, наперебой записывали шум сентябрьского прибоя. Я помню - тогда был какой-то остро романтический момент, мы пили текилу на вечернем пляже и казалось, что выйти из этого сладкого мгновения будет просто преступлением.

В поисках дороги

Крымские боги милостливы и вот уже видна настоящая лесная дорога. Немного путаясь в разветвлениях и периодически доставая карту для верности, начинаем спуск вниз, к Родному.

Пруд с чёрной водой

По дороге будет овальный пруд с необычной черной водой, привал и задушевные разговоры, ибо все разговоры в такой обстановке автоматически становятся задушевными, по моему мнению.

Цветы алычи

Спускаемся по дамбе и проходим Родное с целью выйти на знаменитый водопад Мердвен-Тубю. Тут я вдруг вспоминаю, что однажды мы с группой дайверов, после сентябрьской ночевки в Родном и ночного изготовления “ирландского рагу”, уже поднимались по дороге над дамбой и выходили в Байдарскую долину - но это был какой-то простой поход.

Алексей смотрит на Родное

Кажется, мы почти не поднимались в горы и миновали все водопады и обрывы. Списывая все на свою крокодилью память, немного задумчиво иду дальше. Посещение сельского магазина входит в обязательную программу.

Гуси

Перед торговой точкой - две девушки на машине с 46м регионом. Они видят пыльных обросших мужиков с рюкзаками, вышедших из леса и кокетливо спрашивают:

- А скажите речка в Родном правда называется Упа?.

Я не могу удержаться и говорю:

-Так, насправдi, УПА -Украiнська Повстанька Армiя.

Вижу  недоумение на симпатичных лицах и понимаю всю двусмысленность своей шутки в свете событий последних четырех лет.

-Шучу, -  мы  мы мило раскланиваемся, улыбаемся и идем своей дорогой.

Водопад Мердвен-Тубю

Перед водопадом Мердвен-Тубю нет лестницы - мы лезем вниз помогая друг другу, чтобы не свалиться.

Грот справа от водопада Мердвен-Тубю

Этот водопад красив и величественен. Однако цивилизация докатилась и сюда. Кто-то трактором срыл часть грунта перед входом в массивный грот и теперь внутрь зайти можно только искупавшись в воде. Вода ниспадает прямо в озеро, а из грота веет прохладой, мезозоем и окаменелостями.

Вид с высоты Мердвен-Тубю

Идти дальше по старой дороге мимо страусиной фермы не очень хочется - она вся перекопана и в лужах, поэтому мы поднимаемся наверх к месту падения воды и не торопясь идем к следующему озеру, передвигаясь по южному краю широкого ущелья.

Переход

Это не такой быстрый переход, как казалось раньше, но окружающие красоты вдохновляют нас и ноги идут,кажется самостоятельно.

Лесное озеро

На лесном озере оборудованы места для для отдыха, светит солнце и мы укладываемся на причальчик в воде, раздеваемся чтобы позагорать, высушить вещи и малость доесть припасы. Светило припекает, жизнь прекрасна и совершенна, а дорогой мой папа уже едет в Родное нас забирать. До точки окончания маршрута нам идти не более трех километров.

Ступни, побывав в свежей озерной ванне вновь обретают способность резво ходить по камням и крымским дорогам.

Последний рывок проходит в приятном разговоре о каких-то важных,но ненавязчивых вещах. Я осматриваю заходящее солнце, все эти волшебные краски севастопольской весны и мы договариваемся с Деном пойти снова в следующий вторник, ведь весну в Крыму пропускать ну никак нельзя. Паровозик из Ромашково - знал в этом толк. У нас  Было всего лишь 22км счастья. Надо еще.

30 марта 2018

Следить за дискуссией

Один комментарий к “Четыре водопада”

  1. Андрей Якименко пишет:

    неслабый литературный талант, неплохие фото, вообщем хорошо.

Оставить комментарий или два