: Главная / Анонсы, Походы / Выходище в горищи

| RSS

Выходище в горищи

9 Декабрь 2010 | Нет комментариев | Рубрика Анонсы, Походы

Позавчера, на субботней нырялке, оглядывая в который раз береговую линию, вдоль и поперёк истёрзанную Главной Крымской Грядой, с по зимнему колючей, сучковатой бородой леса спускающуюся к самому подножью моря, подумал- “А не пора ли прогулять один бесполезный день из долгого зимнего отпуска, и сделать его полезным, прям тут…”

И вот, уже вчера. Привычная дорога до Балаклавы, на этот раз по тихому, без цоканья баллонов, ростаманских песен, без полного оптимизмом Командора, невозмутимого Сани- Стропы… как- то непривычно… но, проезжая говнянку, что на 10-ом км Балаклавского шоссе, понял- всё хорошо и по прежнему - воняет.

Сбросив рюкзак на пирсе и разглядев таки там отсутствие Миши-Капитана вместе с Катером (они были на рыбалке), на котором планировал к уже имеющимся капроновым ниткам добавить метров тцать скалалазного троса, по совместительству на Крыме выполняющего роль и якорного конца, подумал- “Не беда! Если сложить имеющиеся у меня нитки в 100 раз, то получится около метра отменной верёвки”,- и пошёл в магазин за едой. Без происшествий закупил нехитрой снеди и 2 л. воды, (на случай если родник на Круглом камне не будет работать), с удовольствием отметил, что рюкзак лёгок, а это много что значит.

На четверти дыхания заскочил на Крепость, где теперь можно перемотать портянки и осмотреться - далеко видать! План был таков: по урочищу Айязьма добраться до Отрицательной стенки, далее пройти сложный участок между первым и вторым Шпиталями, тут придётся покарабкаться немного (успеть бы до приближающегося дождя), ну и финишная прямая - перепрыгивая с одного камня на другой, допрыгать до Круглого камня, где по моему со мной обоюдному согласию я обещаю себя напоить, обогреть и спать уложить.

Вид на море

Жители города-героя Севастополя (где спят, но никак не могут проснуться наши Друзья Ikam и ROK), по плану выходного дня совершали утренний намаз в сторону Ближнего пляжа, чинно беседуя о пользе прогулочного шага и неторопливого дыхания. Прошурша мимо них, создав в воздухе завихрения и повысив температуру на пару градусов вокруг (к этому времени я уже был в футболке), за 40 минут оказался над Ближаком откуда послал заблудившихся велосипедистов туда, где они наверняка спешивались и менялись с велосипедами местами, вспоминая “бородатого” не хорошими словами (ну, с кем не бывает).

Безлюдные стоянки на Айязьме, сиротливые столы, хлопающие на ветру жестяные листы навесов, нелепо смотрящиеся побеленные камни, огораживающие места отдыха… тут даже есть пожарный щит и стенд, напоминающий туристам о правилах поведения в лесу и то, что тут, знаете-ли, вы гости, а вот те кто тут не в гостях, а у себя дома, жучки-паучки, букашечки, будут очень вам благодарны, если вы, граждане турысты, не будете шуметь, прятать фантики под хвоей и пачкать камни наскальными кальными надписями. Ну, больная тема она и есть больная.. Продолжим!

Второй раз иду по этому маршруту, в первый путь проделали за 6 часов, но тогда нас было 3-ое, маршрут был неизвестен, приходилось пару раз делать доразведку. На Отрицательную взошёл по тропе, которая обрывалась в месте начала спуска, где начиналось “каждый сам за себя”. А вот тут и Саша Йог живёт поживает. Для меня он всегда тут живёт, просто нет его сейчас дома, - за водой пошёл, или рыбу бьёт, воду пробовал сегодня - еще +-15. Пришлось вернуться - забыл сфоткать Сашино Место, где сиживали и Алексей Евгениевич.

Скалы и море

Сашино место

Скала в море

Оглянулся назад - в Севастополе такая же погода. С самого утра незапогодилось, ветерок усиливался, довольно быстро поменявшись с юга на запад, температура быстро упала градусов на 7, - я медленно но уверенно входил в тёмно- серые тучи, зацепившиеся за Ушаковскую стену, которые темнели, наполняясь конденсатом прогретых предыдущими тёплыми, солнечными деньками хребта Кокия-Бэль, да влагой, что скопилась под тамошним ворохом опавшей листвы, обильно промоченной крайними дождями.

Остывший и твёрдый Сникерс, пошёл даже лучше чем я.

море

бакланы на скале

бакланы

расщелина

Родник был совсем рядом с точкой и он был сух, да здравствует питьевой режим. На стоянке было относительно чисто, получилось быстро всё собрать в кучу и припрятать до сжигания. В таких местах человек быстро чувствует, тонкую грань. Теперь переодеться, сходить за дровами, разбить палатку, сало на костре. Личному составу - личное время…

…Собрал палатку. Сходил к воде размяться - умыться, не было точно ясно как добираться к пику мыса Айя, но ясно было, что карабкаться вверх. Позавтракав батончиком не спеша, давая проснуться и разогреться организму, побрёл до нижней браконьерской стоянки, это 15- 20 минут от моря. Отсюда хорошо виден мыс и можно строить планы на будущее. Однако, хоть панорама и была предсказуемо- Красивая, как подниматься на сам пик можно было сказать подойдя к Рогу вплотную. А какая там Красота! Трава высокая как в поле, цепко держащаяся за грунт, который тут вперемешку с щебёнкой толчёной скалы, каждый корешок каждой травиночки держится за него, как за спасательный круг в мире сильных ветров, резких перепадов температур, засухи и стекающих по склону потоков воды. Смело используешь её при подъёме, собирая в пучок их целое множество, и подтягиваясь, помогая ногам, однако на спуске цепко выглядываешь что-нибудь посерьёзнее. Трава держит землю, кусты и деревья - разрушенную ими же скалу. Каждому камню, вдруг выскочившему из-под ноги, выкрикиваешь шепотом- “ТШШШШШ….!” Он катится, набирая обороты, с звонким ЦОКОТОМ, а иногда и гулким СТУКОМ, в зависимости от размера, силы столкновения, летящего к скалам и тут же опять от них отражаясь. И вот зашуршало - тысячи мелких камушков, неся на себе, словно муравьи, большие и подхватывая большие, стремительным ручейком, как по желобу устремляются вниз, пыли нет - такие передвижения не редкость, а ветер выдует каждую крошку, сколотую с обрабатываемого Природой камня. А внизу - пропасть, море, другой мир. А ты, застывший, прикован взглядом к этой запущеной тобой энергии, и словно невидимой паутиной, пытаешься удержать его, накидывая всё больше и больше ниточек, укрепляя недостаточный зацеп… И вот - замерло, застыло, упёрлось, распёрло… и стихло.

Переплетённые, узловатые корни можжевельника, задерживая собой потоки, образовывают колонии, новые островки суши, своеобразные земляные запруды, словно старательный бобёр постарался здесь, на неуютном для него склоне…

Повернувшись лицом в скалу продолжаешь идти “Ёлочкой”. Вырисовывается и картина с Мысом - единственный видимый путь проходил по северной расщелине, к которой нужно было спуститься. Ближайший же путь на 15-ти метровый массив был вертикально настроен вверх, - суваться без верёвок было бессмысленно. Оставив на переносице рюкзак, немного спустился вниз, тут небольшой, опоясывающий скалу карнизик с травкой, которая сразу придаёт психологического комфорта в предстоящее мероприятие, - земля на карнизе - значит он достаточно широк. Я иду только посмотреть, если расщелина окажется недостаточно подходящей для прохождения, - разворачиваюсь и двигаюсь дальше, впереди есть еще где полазить.

скала

Вот она, расщелина. И встречает боярышником, с почти опавшими гроздочками мягкого, чуть сладковатого и такого вкусного, на прутиках.

Откушав угощения неспеша начал подниматься, временами останавливаясь передохнуть и сорвать гроздочку- другую этого замечательного боярышника. “А с вершины должен быть уникальный вид”- прикидывал дистанцию между основной стенкой и высоту.

И действительно вид был уникальный. Взобравшись наверх и выглянув за ту сторону скалы - прищурился, здесь Солнце уже вышло, разгоняя тень и заставляя её уходить под себя. Огромная тень Мыса ложилась в море, протягиваясь практически до Круглого камня… В стенку грота Сифон солнечный луч ударит после обеда, В Екатерининский - к закату.

Я стоял на самом пике мыс Айя, а внизу, в одну линию выстроились Отрицательная стенка, Шпиталь и Устричная, у гротов шумно вздыхала вода, Лабиринты и Расщелины были как на ладони. Вокруг разлилось Море, на тот момент безграничный Океан, в котором тонул небосвод, погружаясь, отражавшийся на гладкой поверхности воды.

вид с мыса Айя

Спустился, поднялся к рюкзаку, теперь дальше, вверх, через хребет. Расстояние, что отделяло меня от основной “тропы”, ведущей туда, было небольшим, но оно многократно увеличивалось в этом многоуровневом, многогранном мире, где для того чтобы продвинуться на шаг вперёд - иногда приходится сделать два назад, да и вернуться на привычный подъём означало терять высоту, чего точно не хотелось. По хребту, идти оказалось легче, знай себе шагай как по ступенькам, перебирая руками, учитывай наличие “живых камней”, готовых, обопрись ты на них, выскользнуть из гнезда и увлекательно поцокать вниз, соблюдай равновесие да поглядывай, чтоб было как вернуться, окажись впереди непреодолимый участок. Всё предельно ясно, мысли работают исключительно в режиме анализа происходящего, тело выполняет команды. Слаженная работа. И нет мыслей там других. Задумайся о проблемах житейских - и рассмеёшься, настолько нелепо кажется всё это, не натурально, не по-настоящему.

И вот грот Дракона подо мной, очень камнепадоопасное место, но это там, внизу, здесь же, на вершине, можно безопасно, сверху - вниз посматривать на предательскую стенку, выглядывая свежие сколы, делая предположения мест возникновения следующих, да собственно и спровоцировать очередной камнепад можно, но сделать это - что выругаться громко в святом месте, поэтому по-тихому уходишь, не решившись бросить в море даже камешек. А как бы летел!

Море!

Незаметно для себя выскочил на хребет. Восхождение закончено? Удивлённо глянул на часы - около 3-х часов занял подъём и это с заходом на Айя… Неужели так короче, по кромке? Обязательно проверить, то что качественней - это факт, а если еще и короче - вообще будет здорово.

А наверху можжевельник - леса. Ни кустика, ни другого дерева - исключительно можжевельник, идти здесь легко, свободно. Вершина горы вытягивается в нужном мне направлении и я, отдыхая, иду ровно среди вечнозелёного леса, втягивая носом бодрящий смолянистый запах, вместе с прохладой прошедшего где-то внизу дождя.

горно-морской пейзаж

Вот, собственно и всё. Через 3.5 часа я вышел на трассу около села Резервное, предварительно, случайно, пожарив сало на территории воинской части, 100-сотки, ( кто так строит?). Рюкзак мой отяжелел кил на 12 - в русле еще сухой реки нашёл 150 мм разорвавшийся снаряд, нижняя часть которого, хорошо оставшегося, и оттягивала плечи.

Что-то такое нужно сказать в довершении, что послужит сжатым повествованием выхода в целом, хорошо будет словами Алексея Евгениевича - “Вот и прожили еще один день в Крыму……………………………”

Артём Евпак

Оставить комментарий или два