: Главная / Отчеты / Дайф-сафари номер ОДИН

| RSS

Дайф-сафари номер ОДИН

14 Август 2017 | Нет комментариев | Рубрика Отчеты

Дайф-сафари номер ОДИН

Берега Крыма очень интересны для дайвинга, причем подводные красоты связаны не только с затонувшими объектами, на которые всегда очень падок среднестатистический дайвер. По мощи ощущений и впечатлений во время и после дайва некоторые знаковые дайв-сайты в районе мыса Херсонес, Фиолента и на Айя, нисколько не уступают, по моему глубокому убеждению, погружениям на «Цесаревич, «Варну» или «Волгодон». До этих ландшафтных и поисковых нырялок , мы обязательно дойдем и сможем их показать во всей своей беспроигрышной красе во время следующих наших проектов, но самое первое крымское сафари мы все же решили провести, используя немеркнущую славу и известность знаменитых Рэков : «Santa-Fe», «Volgadon», «UJ-102» и ПЛ «М-28».

Никогда ранее я так часто не регистрировал малейшие изменения прогноза погоды. Дата начала сафари была назначена на День ВМФ – но за три дня до того у нас разразился настоящий шторм и выход в море висел на волоске. Дайверы начали прибывать 29го июля, а я с тоской стоял у Херсонесского маяка и смотрел на огромные волны с юго-запада, которые, кажется, подняли всю самую муть Черного моря до самого стародавнего ила. В голове у меня крутились программы экскурсий по горам, каньонам и монастырям, которыми можно было бы хоть слегка заменить дайвинг.

К вечеру 29 го, когда все сафаристы уже собрались на яхте , ветер ощутимо стих, и надежды на начало в День Флота уже не казались такими призрачными. Оставался вопрос с видимостью и температурой моря. Как старый подводный волк я понимал, что видимости не будет до той поры, пока на смену теплой и очень мутной воде не придет холоднючая со дна моря. И она, товарищи, конечно, пришла – как выяснится вечером в День Флота.

Утром мы не решились выскочить в море, так как валуны, по моему мнению, превышали возможности нашей яхты по их безаварийному преодолению, вдобавок по рации постоянно передавали координаты сухогруза под флагом Того, который перевернулся в 25 милях от Севастополя (одного моряка так по-моему и не нашли) и … в целом это совсем не добавляло оптимизма в грядущей неравной борьбе со стихией. А потом, по старой флотской традиции, рейд был закрыт, и до 16.00 мы уже вынужденно стояли у причала, сделав, после торжественного подъема Флага, организованного старшим офицером на рейде - кап.2 ранга зап. Минлигареевым несколько чек-дайвов. Ценность чек-дайвов, помимо филигранного вывешивания, была весьма ощутимая – это килограммы первоклассной мидии, которые немедленно отправились в провизионные камеры, чтобы уже вечером превратиться в изысканные явства.

Итак, в 16-00, ничтоже сумняшеся, мы вышли из бухты, предполагая сразу двинуться на Евпаторию, но могучие крымские волны, вырывая из рук штурвал, направили нас за вполне безопасный мыс Херсонес и дальше до Фиолента, где команда смогла совершить полноценный дайв в уже ледяной воде, но с колоссальной прозрачностью. Дайв был такой – как бы закатный сансет, плавно переходящий в ночное. В это время случился потрясающей силы грандиозный закат. Какие-то невероятные краски отражались на Фиолентовых скалах – яркие блики уходящего солнца, отблески волн и приближение звезд. Должен сказать, что в дальнейшем эти вечерние красоты преследовали нас в течение всего похода – и в Донузлаве и в Евпатории и потом еще в Севастополе - и каждый закат по краскам был просто грандиозным.

Повар наш, Саша, ужином порадовал разными блюдами, в том числе и мидиями в изысканных соусах и мне оставалось лишь прилечь в шезлонг для того, чтобы наблюдать метеорные потоки, которые, кажется, стали еще масштабней от того, что наблюдали их с борта одноименной яхты «Метеор». Такая приятная романтическая обстановка сложилась вечером на борту – гости наши неторопливо рассказывали о своих делах и впечатлениях, делились друг с другом, лежали и глазели на звезды…

Утром – довольно бодрая температура воздуха, море лежит совсем и есть надежда, что мы сможем и за Херсонесом осилить дорогу до Евпатории. Для разминки утренний дайв нырнули на транспорт «Борис», героически погибший при съемках легендарного советского фильма «Юнга Северного Флота». Видимость хорошая, транспорт покоится на прежнем месте, на глубине около 20 метров. Разбит он на две крупные части, оборудование с него снято перед взрывом, кое-куда можно локально заползти и проверить состояние электрощитов, транспортных баллонов с воздухом и вспомогательного дизельгенератора. Очень много железа возле остатков этого судна, а если идти к 35й батарее, то можно обнаружить красивые и большие скалы с живностью и каньончиками, гигантские снаряды, ну а если сильно постараться – то можно добраться до двигателя от советского самолета ИЛ-2 на глубине 14 м. Видимость хорошая, вода по-прежнему ледяная и после получасового, примерно, погружения, мы берем курс на Евпаторию.

На удивление тихо на море – почти ничто не напоминает о вчерашних катаклизмах, вода вот только за Херсонесом уж совсем изумрудно-зеленая и теплая и это говорит о том, что Санта Фе и Охотник за Подводными лодками UJ-102 скорей всего вне зоны хорошей видимости. «Метеор» упрямо идет вперед и через 4 часа примерно мы уже видим Евпаторию, порт и место следующего дайва. Ныряет Тарас – он заводит ходовой конец на Охотник. Для этого мы выходим на вспомогательной лодке, а наша яхта дрейфует по ветру. Тарас выходит из воды и говорит, что видимости нет вообще. Это, конечно, печально, но ожидаемо. Спасибо нашим расчудесным гостям – они все понимают: мы, после недолгих сомнений оставляем заведенный конец на UJ-102 ,а сами на всех парах движемся к «Волгодону». Двухчасовой переход вдоль западного берега Крыма, бесконечной вереницы санаториев, пансионатов, гигантских антенн космической связи нетороплив и вполне романтичен. Ветерок к вечеру усиливается, но ничто не мешает нам с Тарасом завести шимандуры на легендарный тарнспорт, а нашим дайверам совершить погружение на этот корабль, погибший здесь в 1943 году после атаки подводной лодки Д-4. Видимость вполне приемлемая и надо сказать уже надвигается расчудесный Донузлавский закат. На берегу зажигаются огни и начинает отдаленно бухать музыка и сиять прожекторы на бывшем «Казантипе».

Ночь проходит как мгновенье. Эти звезды, свежий и вкусный воздух с береговыми запахами, мелькание прожекторов и даже небольшое , локальное нашествие жуков быстро превращаются в чудесное и тихое утро, когда всем сразу становится ясно, что на эту громадину нужно нырять как минимум пару раз.

Я давно не встречался с этим легендарным кораблем и помнил его еще в ту пору, когда на шкафутах открывались массивные стальные двери, трюм был полон газет и посылок, а на камбузе плотно лежали тарелки со свастикой, не говоря уж о промасленных снарядах от «эрликона» перед входом в носовую надстройку, ящики с которыми никто еще тогда не удосужился вскрыть.

«Волгадон» несомненно постарел, лишился якорей, кормовая часть еще плотнее схлопнулась, а количество мидий стало таким непостижимым, что впору было бы подумать о создании крупного мидийного хозяйства на этой точке. Мне удалось обойти весь пароход, зайти во все его бесконечные трюма, оплыть и пушку и джип (эх, а помнится мы рисовали на стекле www.mardasov.ru в стародавние времена «Железных Капутов») Но,ша! Стекол я не обнаружил вообще, а уровень ила стал повыше. Тем не менее, признаюсь, я почувствовал это благоговение, трепет и Великое ощущение сопричастности с этим кораблем, его стальным биополем и даже нашей общей с ним историей, ведь мы знакомы уже без малого пятнадцать лет. Зияющие и зовущие грузовые трюма, далекие проходы в носовые каюты, машинное отделение, крутые и высокие борта – все это было таким мощным, колоссальным, монументальным и, кажется, наравне боролось с неумолимым движением времени.

Совершенно нехотя мы поднимались, а видимость улучшалась на глазах. Помахав на прощание «Волгадону» мы уже изготовились к обеду, переходу на «Санта-Фе» и дальнейшим приключениям.

У нас есть варианты по дайвингу, но личный состав нашего сафари единогласно выбирает сухопутную экскурсию по Евпатории. «Метеор» становится на якорь и ребята отчаливают на рибе под названием «Тузик», в Евпаторию. Мой друг Алексей Гришин (Тишина) осознанно ведет свою интеллигентную группу по историческим кварталам, мы же, в количестве четырех диковатых туристов посещаем прибрежную зону, набережную, пьем пиво, все фотографируем и внезапно останавливаемся в винном погребке, смакуя отличный Балаклавский Брют. Евпатория, оказывается, очень красивая и историческая – еврейский квартал ухожен и приятен, есть старые улочки, напоминающие о татарском прошлом. Курортная зона вместила в себя огромное количество гуляющих отдыхающих, но ощущения тесноты нет. Мы совершаем долгий променад в район Нового Пляжа и снова все фотографируем. На «Метеоре» нас ждут кулинарные изыски от Саши-кока и это является неплохим стимулом для движения по предзакатной Евпатории.

Я сплю на верхней палубе, проводив очередной супервеликолепный закат и засняв его при помощи цифровой техники много-много раз. Был вечер шампанских вин, плова с мидиями, которые народ собрал с «Волгадона» и ожидание встречи с еще одним великолепным рэком «UJ-102».

Побудка была недолгой, а путь к очередному затонувшему объекту – совсем незаметным. Нашелся старый наш конец, предусмотрительно оставленный позавчера, и процедура привязки заняла совсем немного времени.

Юджи тоже значительный боевой корабль немецкого Флота. Я не так часто бывал на нем, как на «Волгадоне», но, конечно же знал и помнил его общие очертания, разломы и интересные находки. Глубина 20 метров, очень много мест, где можно побродить внутри погибшего «Охотника», есть и трюма и винтовки и нераспечатанные ящики. Вид носовой части просто потрясает – и лебедка, и крутящаяся до сих пор «махоятка». Мы ныряем вдвоем уже после завершения основного дайва и задача наша – отвязать ходовой конец. Но, конечно, помимо этого нужного дела, невозможно отказать себе в удовольствии пройтись по темным переходам и зияющим разломам погибшего корабля.

Термоклин прилег возле грунта и видимость совсем хорошая, я иду со самого конца по корме, обнаруживаю на грунте металлические обломки, которые уходят вдаль…Там, наверное, и лежит «Санта Фе» ведь их разделяет всего-то 150 метров. Если идти в сторону носа, то «Охотник» становится просто замечательным. Он, конечно, гораздо менее «зачищен» нежели «Волгодон» и в узких щелях и иллюминаторах видны всяческие военные предметы типа ржавого оружия,противогазов, деревянных, нераспечатанных ящиков. Хочется везде успеть, всюду заглянуть. Под бортами и носом нашли приют огромные рапаны и мидии, на шкафутах, чуть выше термоклина резвятся не худенькие скорпены, окунь, ласкирь и тонна другой полезной рыбы.

Но мы выходим, отвязав конец, и даже немного путешествуем на нем, прицепившись вдвоем с Тарасом, пока «UJ» уходит вновь от нас, теперь уже до следующего раза.

На поверхности все сильнее раздувает, и когда мы подходим к Каче, ветер становится уже довольно крепким. С боевым Тарасом на «Тузике» бросаемся в волны, чтобы прицепиться к подводной лодке М-28, которая покоится на глубине 42м. Тузик смело гребет навстречу стихии, а Тараса здорово подкидывает на носу. Поэтому я все время сбрасываю обороты. Еще на «Метеоре» я бросил маркерный буй и вот как-то подозрительно долго мы его ищем. А вот и он!- лежит в метре от поверхности, едва видимый, прижат мощным течением. Мой напарник шагает в воду… И через минут 30 борьбы со стихией нам становится ясно, что в подобных условиях мы не сможем добраться до дна и привязать к подводной лодке метров 50 ходового конца. Маркер буй уже сильно сдуло с точки вместе с грузом и мы решаем вернуться на «Метеор» чтобы кинуть на точку наш большой штатный груз-пулю с удобными буями. Народ понимает, что в общем-то предстоит сложный и глубокий дайв в непростых условиях и, слава Аллаху, рождается коллегиальное решение дойти уже до мыса Херсонес и нырнуть там в спокойной и красивой обстановке, ибо там, за мысом при этом ветре всегда штиль и тишина.

Сказано-сделано. Удивительные подводные пейзажи Херсонеса радуют всех без исключения участников этого погружения. К вечеру мы уже швартуемся к причалу 243, рачехляем снарягу и готовимся к торжественному ужину, на котором Октай-капитан будет жарить чудесный шашлык, Алексей гнуть стальными пальцами двухстомиллиметровые гвозди, Сергей - дегустировать вместе со всеми шампанское (ибо вкусно), Кристина - кушать крымские персики, Владимир - говорить красивые тосты, другой Владимир - всех внимательно слушать,Алексей – вспоминать забавные случаи из инструкторской практики, другой Алексей –наливать всем вино, Анна - показывать разные фотографии… и в целом могу отметить, что всем было приятно, весело и интересно.

Сафари номер один по крымским рэкам закончилось и после ночи на борту люди начали потихоньку разъезжаться по своим городам и весям. Однако они навсегда оставили след в истории сафарийного движения на Черном море, которое медленно, но неуклонно пробивает себе дорогу среди других сегментов дайвинга на нашем полуострове.

Хочется передать наилучшие пожелания всем участникам и поблагодарить их за хорошие водолазные навыки и морскую практику! Без вашего желания, дорогие друзья, без вашей клубной напраленности и любви к дайвингу, у нас ничего бы не получилось.

Отдельные благодарности хочу передать Александру Данилову за неоценимый вклад и поддержку в осуществлении этого проекта! Удачи тебе, Саша в нашем легководолазном, но не таком уж и легком, деле!

С уважением Мардасов Алексей
Дайв-центр «Правда о Дайвинге»






Оставить комментарий или два