: Главная / Отчеты, Походы / Голод по Крыму 2012

| RSS

Голод по Крыму 2012

14 Январь 2012 | Нет комментариев | Рубрика Отчеты, Походы

Бесконечная череда новогодних праздников неожиданно вылилась в спонтанные мероприятия «Голода по Крыму 2012», настоящие непредсказуемые путешествия по полуострову, трепетные открытия и созерцание ошеломляющих красот разных частей Крыма.

День Археолога, в смысле - День рождения Дена Самкова еще заранее договорились провести на Кара-Даге, в районе Отузской долины. Ден с семьей приехал на поезде, мы смогли подхватить его в Симферополе и сразу умчать в самую, как оказалось, снежную часть Крыма – город Старый Крым. Вобщем-то в наши планы не входили снеговые переметы в этой части полуострова, так как вдохновленные однажды изведанной мною тишью и красотой Кизилташа, мы хотели совершить небольшой марш-бросок по маршруту Старый Крым-Кизилташ- мужской св. Стефана Сурожского монастырь. Однако истина и наши возможности как обычно оказались где-то посередине.

Невозможность перехода отчетливо стала понятна в Старом Крыму во время посещения дома-музея А.С. Грина. Тогда уже вечерело и вот сейчас наше посещение дома-музея Грина представляется мне остро романтическим и совершенно необходимым для того, чтобы пропитаться крымским духом, войти в соприкосновение с параллельной реальностью, где Зурбаган и Гринландия, Бегущая по волнам и Алые паруса. Совершенно небольшой домишко, сохраненный лишь силой энтузиазма супруги Грина был отчаянно заснежен и отапливался дровами. Мы поймали за руку служителя музея, когда он уже уходил домой. Сгущались сумерки и фонари в Старом Крыму зажглись по одному на всю улицу, дороги между частными старыми домишками были укрыты надежным слоем зверского гололеда. Смотритель любил Грина и его творчество, понимал многие из его противоречий и сложную судьбу поколения, переломанного войной и революцией. Мы слушали и вставляли, то, что обычно помнится еще со школы.

Дети бегали за окном в снегу, но иногда и сосредоточенно сопели где-то рядом, осмысливая непонятные им еще вещи про Крым, море и разные чудеса.

Татарская бабушка Берие, с которой о ночлеге договорились еще в Москве, кажется облегченно выдохнула, когда Ден сказал ей, что все дороги в снегу и мы не будем останавливаться в Старом Крыму - поедем сразу в Нижние Отузы, поближе к Кара-Дагу.

Поехали через Пересыпное, по дороге на Феодосию и чем ближе к Коктебелю, тем чище становилась дорога и теплее воздух. Одновременно с этим все больше витали над нами незримые образы крымских интеллигентов-первопроходцев – Терентия Вяземского, Сергея Елпатьевского, Максимилиана Волошина, Николая Гумилева, Марины Цветаевой и других Титанов слова. Было сказочно хорошо, когда прошли уже Новый свет и двинулись в Отузы (Курортное). Там было ночное путешествие на пляж, заразная болезнь Кара-Дага «камешкомания» и ночлег в небольшом, но холодном отеле.

Вулкан Юрского периода

Утренняя панорама безбрежного моря, черной остроконечной горы и неяркого декабрьского Солнца потрясла все мое существо до самого основания. Хотелось немедленно пойти на Биостанцию и поклониться памятнику Терентию Вяземскому. Все было близко: на Биостанции – справа красивый вид на Меганом и застывшая лава Кара-Дага по левую руку. Без каких-либо потрясений и взяток нам удалось зайти на плато Кара-Дага, но темные, острые пики чуть выше манили неудержимо. Повинуясь зову прекрасного, группа энтузиастов из трех человек начала восхождение, удачно не заметив основную тропу наверх - и это придало первобытной силы и таинства этому потрясающему маршруту.

Мы обошли каменные пики с левого фланга и зашли к ним в тыл. Подъем там был уже как-то совсем не прост и я решил отсидеться, пока Кара-Дениз кара-бкался среди черных кара-скал. Я думал, что прохода там нет – наверное, хорошая тропа все-таки ведет со стороны Нового света и Денис будет бродить среди стоячих островерхих скал, пока не устанет.

Однако звонок Дена по сотовому отвлек меня от созерцания Отузской долины и окрестных гор. Восторг – вот что звучало в его голосе! Идти непременно! Мы сразу поверили нашему предводителю, и ощутив прилив сил, бросились на штурм карадагской твердыни. Да, друзья мои, Археолог был прав – мы неожиданно оказались на смотровой, застывшая в невиданных позах лава ошеломляла, а общая фантастичекая красота просто сбивала с ног. С лужайки и теплой светлой травы на нас глядело множество странных очень объемных и каких-то СОРАЗМЕРНЫХ фигур, которые непостижимым образом переходили друг в друга, открывали загадочные виды через взаимные отверстия и трещины не только на себя, но еще на море и на эти плосковатые вершины пустых и суровых восточных крымских гор. Каждая минута, проведенная здесь, стоила десятка там, внизу…

Скрепя сердце и скрипя зубами, отрываясь от чудес, пошли в обратный путь – по штатной тропе к месту стоянки на пляже, где остались еще три участника нашей экспедици. Они мерзли и фанатично собирали камушки.

Партенит – Айвазовское

На следующий день утром по совершенно криволинейной дороге Судак-Алушта начинаем движение в сторону Ялты-Севастополя. Благородный татарский Робин Гуд - Алим задумчиво сидит на скале и он весь такой каменный и печальный, что почти до Алушты мы развлекаем себя рассказами о его славных подвигах и деяниях. После Алушты дорога летит незаметно, тем более мы понимаем, что спешим в Партенит на встречу с покорителем Роман-Коша и принцем Бабугана - Толиком Житомирским. Толик высок, строен, немногословен. Мы спускаемся с ним и Оксаной в большой, благоухающий парк Айвазовское, который расположен на самом что ни на есть ЮБК, и весь состоит из экзотических растений, зелени, переходов, террас, мраморных ступеней, кованой бронзы и несет на себе следы модного в наши дни капиталистического угара. Архитектор из Италии, отделочные материалы из Испании, павильон для свадьбы дочери такого-то олигарха с сыном такого-то олигарха…
«Знаете, Дженифер Лопес развлекала их на свадьбе. Выписали они, значит, Дженифер Лопес себе на свадьбу…».

Одним словом сделали все как могли, «по-богатому». Это ощущение не покидает меня: начищенные бронзовые кони и мраморные скульптуры в греческом стиле в разных местах - нельзя сказать, что радуют. Однако сложно испортить волшебную красоту Южнобережья и мысли эти отступают – чувствуется заботливая работа садовников, некрымская ухоженность в оливковой роще, прелесть пустой набережной. Хорошо, осознанно мы гуляем по парку, замечая все местные растения, красоты и необыкновенной чистоты воздух.

На пути в Севастополь хочется есть и спать. За рулем, конечно, не поспишь, но вот поесть у татар по дороге – это с дорогой душой. Шурпа, янтыки с сыром и мясом, манты – все вкусное и приносят их очень быстро. Насыщение наступает быстро и поначалу приятный запах баранины невозможно оттереть с рук даже при помощи чудодейственных влажных салфеток.

У нас традиция

Тут никаких секретов: естественно мы ныряем с утра 31го декабря, и это прекрасная и приятная традиция в дайверском коллективе. Елку под водой не ставим – неинтересно, а вот просто поплавать, померзнуть в море, с друзьями увидеться – обняться-поздравиться – этому каждый рад, разумеется. Организованно собрались на причале в Балаклаве, капитан украсил незатейливо легендарный катер «Крым», погрузились и вышли в море. То, что была приличная болтанка - просто усилило глубину восприятия окружающей действительности. Место для дайвинга я выбрал самое безопасное – за скалой 1й Парус (или Шпиталь).

Стали на якорь, чтоб меньше качало и пошли вдоль скалы и свала камней до 24 или 25 метровой глубины. Полнота крымских переживаний глубоко затронула Археолога на этом дайве – он задумчиво боролся с плавучестью сухого костюма, размышляя о роли Вяземского в современном облике полуострова, регулярно отставал от группы, вспоминая, видимо, самые удачные метафоры из томика Елпатьевского, всплыл, медитируя на свой буй, тщетно искал катер на горизонте а затем и вовсе отчаянно и неожиданно залез на скалы, движимый одним ему известным порывом. Все это время катер терпеливо стоял за скалой, на якоре, с другой стороны которой археолог продолжал изучение крымской флоры и фауны, надежно спрятав себя и свой буй в скалах.

Когда все уже отныряли и поднялись на борт, мы спешно снялись с якоря и двинулись в то место, где я видел желтый буй Дена. Волнение было приличным и следы нашего друга никак не обнаруживались. Интуитивно я разгадал его нечеловеческий порыв сбросить грузовой пояс, чтобы выбраться из моря и тщательно осматривал берег – но никак невозможно было предположить, что наш героический друг, лучший ученик Артура Залоги будет играть в прятки в окрестных скалах! Как оригинально, как это было к месту! Близко подойти к скалам, где прятался Денис невозможно. Спасательную операцию по вызволению Архи из каменного плена блестяще провел Игорь Бойко. Прыгнув в пучину с ходовым концом – он привязал нашего непосредственного друга за вентиль баллона, а мы их вместе вытянули на борт катера. Ах, как все были рады! Сколько теплых слов услышал мой сияющий друг от коллектива. Окрыленные этим странным приключением, мы двинулись в Балаклаву, дабы не спугнуть удачу и хорошо встретить Новый год. Признаюсь, все эти переживания вылились в качественную выпивку на «Крыме», когда пришвартовались. Все улыбались и были счастливы. Так заканчивался 2011 год.

2012

Остатки одиннадцатого года мы провели в хлопотах: разжигали дачный камин на Фиоленте и готовили мясо. Подтянулся из Москвы и товарищ Румянцев – неутомимый дайвер, раллист и гитарист. Тихо спокойно, по-семейному и дважды встретили Новый Год. Дрова трещали в камине, вино было вкусным и итальянским, никакой тамада не мешал размышлять и беседовать о смысле жизни и скоротечности времени. Мясо получилось – как надо. Немного попели песен, стрельнули салютом и разошлись спать – впечатлений на этот день хватало с головой.

Как стало известно позже, уже во сне Денис начал беспрецедентную подготовку к тому, чтобы достать свой утерянный грузовой пояс из Понта Эвксинского. Было это делом чести. Это как лорду Раглану вернуть увезенные русскими в Балаклавском сражении пушки, это как Меньшикову снять осаду Севастополя! Одним словом 2го января мы вышли в море, нырнули на Шпитале, обозревая местные красоты и на 39й минуте дайва Археолог – спокойный, симпатичный и даже слегка помолодевший, неистово замычал в регулятор, увидев на дне свой пояс с 16 килограммами качественного свинца! В порыве счастья он подарил мне свой «Урсьют» к которому я присматривался с 2004 года. Такой вот он Археолог. Великодушный.

Утром, на радостях поехали в Форос и долго гуляли по парку, радуясь жизни и тому, что мы находимся в Крыму.

Через пару дней задул сильный южный ветер и море вспенилось мощными валунами. Сменился состав голодающих. Ден с Лехой после путешествия на Чатыр Даг и пещеры (Мраморную и Эмине-Баир-Хосар) умчались в северные края, а их сменили наши товарищи из Питера и Москвы – Шелягин и Кольцов, с которыми мы и вышли из Резервного через перевал на Инжир и потом прошли красивейшими тропами до Балаклавы. Каждый знает, что ничто так не укрепляет любовь к Крыму как хорошо проведенный поход в горы! Скромный полевой стаж позволяет сделать мне некоторые выводы:

1. Успешный однодневный поход – во многом это экспромт
  2. Не заморачивайся детальным выбора маршрута
  3. Не бери много еды
  4. Знай местность досконально
  5. Бери в горы друзей

Все эти пункты мы выполнили:

• маршрут окончательно определился на автобусной остановке;
  • добрались до Варнутской долины общественным транспортом;
  • из еды была бутылка рома и палка краковской колбасы;
  • с друзьями – и так понятно;
  • местность была известна досконально (плюс парочка GPS навигаторов);

Вошли в лес – и сразу стало хорошо, слажено на душе. Неторопливые разговоры, выбор тропы, ожидание близкого запаха моря, панорамы мыса Айя, теплые воспоминания о прошлых выходах… как же я все это люблю! Здесь много, очень много моей жизни сосредоточено. Тишина стояла за перевалом, но едва взошли на смотровую – задуло не по-детски. Море внизу кипело, расшибаясь о камни, линия горизонта была освещена солнцем у самого низа, а небо - чем выше, тем темнее. Пронзительная, яркая желтая полоска у горизонта притягивала своей контрастностью, каким-то зовом вдаль, вдаль к далеким странам и соленым морским путешествиям.

Мы так и шли по гребню гор омытые ветром, иной раз глотали ром, и добрались до ракетной части, которая ныне представляет собой идеальные декорации для фильма о покинутых городах или последствиях ядерной войны. Бродили самозабвенно по заброшенным казармам и другим малопонятным помещениям.

- А вот здесь стоял дневальный
- А тут была рубка дежурного
- А вон, гляньте, сторожевая вышка!

Откуда не возьмись, вдруг выпорхнул охранник.

- Это,- говорит - частная территория, - и вообще не ходите на ракетные шахты! Они вон там справа по дорожке, если идти в сторону Балаклавы. Да-да, мимо шлагбаума - в ответ на вопросительный жест.
Выдал он, значит, военную тайну про эти самые шахты. Но мы собственно и не пошли к ним. Через пару километров пришло время привала – разделили скромную трапезу, допили ром, но сохранили стратегичесий запас из дефицитной кильки в томатном соусе. Разомлели. Было супер хорошо.

Финальная часть похода пролегла мимо бочки Смерти (сколько тысяч раз я показывал ее дайверам при выходе в сторону Инжира!) на горе Аскети и генуэзской крепости Чембало - по оврагу Кефало-Вриси. Андрей выковырял из кустов хвостовик от 150 мм мины, много осколков английских бутылок 19 века, немецкие оцинкованные крышки от чего-то и много еще чего интересного. Ноги сами принесли на балаклавскую набережную, в «Избушку рыбака» - а там шкара из луфарика, рыбацкая юшка с гренками и чесноком, жареная ставридка и султанка с пивом.

Счастье вдруг стало таким полным, что с приходом темноты нестерпимо захотелось забраться на палубу дайвероносного и трижды железного старины «Крыма», чтобы разговаривать, глядя на звезды, неторопливо пить мадеру, херес и вспоминать прошедшее лето. Так и сделали.

Дайвинг на следующий день оказался слегка смазанным для тех, кто принимал участие в этой спонтанной встрече, но наша традиционная субботняя симферопольско-севастопольская команда с примкнувшим к ним Шелягиным Андреем из Москвы, проявили настойчивость и нырнули в районе мыса Херсонес. Погода была какая-то нежная и гармоничная помнится, хотя признаюсь, меня мучила абстиненция и я не нырял.

Здесь можно было бы поставить точку, но еще не все гости уехали. К примеру завтра мы собираемся в небольшую экспедицию в район Темной балки и Камышловского моста, где полгода в 41-42 году наши стояли с немцами насмерть по границам этого оврага, а послезавтра, видимо, пойдем нырять на Гасфортинский карьер. Однако, друзья это, скорее уже обыденные, повседневные мероприятия и отнести их к Голоду 2012 я уже не могу.