Дайвинг весной
Сильные западные ветры не позволяли выйти в открытое море целых две недели. Из-за этого по выходным мы настойчиво продолжали изучать Балаклавскую бухту и надо сказать, обнаружили для себя много интересного и нового железа на глубинах от 30 до 6 метров. Однако выйти в море, к свежему ветру приключений, чайкам и дельфинам уже очень хотелось. Фимиам, воскуренный крымским богам накануне, в походе по маршруту Инкерман - 3 кордон - 2 кордон и хутор Мекензия - Эски-Кермен - Терновка, видимо дал свой результат и неожиданно, в субботу 27 марта установилась тихая и безветренная погода. Сомнения по поводу западного ветра еще мучили меня - ведь каждое утро я вижу с балкона его направление и силу - по дыму трубы котельной. Но тем не менее решили собраться удобным, уютным коллективом в составе четырех человек. Пока скручивались на катере - еще не было ясно, что там творится в море, за нашей извилистой бухтой. И вот оно - очередное крымское чудо - на море полный штиль, а дельфинов так много, что я столько еще и не видел.
Мистер Ершов просил нырнуть на “Виновоз” - это самый отдаленный наш дайв-сайт, в который находится в Батилимане, рядом с ласпинской бухтой. Препятствий по погоде не было и прямиком двинулись в тот район. Дельфины, кажется, сошли с ума и скакали всю дорогу, со всех сторон стягивая кольцо блокады нашего катера.
Температура воды около 10 градусов, видимость - метров 10-12 , что вобщем-то нормально для весны. Идем стандартным маршрутом, спускаясь мимо отдельно стоящего котла, огромных фрагментов клепаной обшивки судна и различных не сразу понятных шестеренок и механизмов которые вблизи напоминают редуктор. Ну вот уже и огромный металлический стакан (я всегда сую в него голову) , массивный гребной винт (каждая лопасть - со среднего дайвера) и большая, хорошо сохранившаяся кормовая часть судна. Высота ее - почти 12 метров. Внутри - переходы среди шпангоутов, металлических балок и сгнивших частей корпуса. Чудесная игра света и тени - солнце приветливо сияет где-то там, в далекой вышине: По очереди мы проходим небольшую узкость, где у Игоря выпадают интегрированные груза из скубы. Впрочем он далеко не первый и это штатная ситуация в этом месте. Я был готов к этому и мы сноровисто прицепили их обратно. Выходим из кормовой части в районе мощной линии вала, которая чуть дальше входит в туннель гребного вала. Но мы решаем обойти рэк с другой стороны для того, чтобы обратить внимание на румпельное устройство, чем-то напоминающую пушку и чудом сохранившиеся леера на самой корме. Мне всегда нравилось огибая корму заплыть под корпус судна, лежащего на боку и затем выйти ко второму винту и громадному рулю, которые находятся на своих штатных местах. Винт как и положено - соединен с линией вала. Вот вдоль нее и идем. Внутри тоннеля очень красивый вид - плавают рыбки, постепенно обрастают клапана, которые когда-то управляли гидравликой. Воздух зеркалом скапливается в верхней части и долго там стоит. Вот - слева и второй котел. Впервые я внимательно рассматриваю его и вижу переплетение трубок, завитки и отверстия, ремонтные рымы: В конце гребного вала находится НЕЧТО. Это настоящая паровая машина начала 20 века. Торчат поршня и шатуны. Могучие шестерни сорваны со своих мест. Болты и шпильки просто поражают своими размерами: Просто чудо. Жаль, что в прошлом году зимой паровую машину взорвали мародеры, всего лишь ради нескольких килограммов цветного металла (под ней находился конденсатор-охладитель). Хотя, откровенно говоря - для зрелищности это стало даже лучше. Получилась - Паровая машина в разрезе!
Около 40 минут мы проводим на этом интересном объекте и всплываем по левому борту, который наверху весь оброс крупной мидией и мелкая рыбешка резвится в ее зарослях.
Наверху - чай-сугрев как положено и легкие сомнения: стоит ли делать второй дайв. У нас в команде один человек в мокром костюме и один с дрябленьким утеплителем. Наш фотограф Игорь горит желанием, потому что утеплен достаточно хорошо. Решили нырнуть на Казан-Дере, у северного, более мелкого окончания высокой, отвесной и очень живописной Устричной стенки. Володя Ершов со своим бади в мокром костюме проведут времени ровно столько, чтоб не замерзнуть - ну а мы с Игорем Бойко решили поплавать “до упора”. Видимость здесь получше, чем на виновозе. Мы эффектно идем вдоль обвала из скал и камней и довольно быстро достигаем 20 метров. Который раз мелькает в голове мысль, что нам здорово повезло с Крымом и подводными рельефами - вот в Турции, там где Малая Азия - под красивыми отвесными горами почти всегда совсем небольшая глубина, а там, где она начинается - уже нет хорошего рельефа - один песок.
Идем вдоль границы камней и песка. Вот небольшой скатик - я совершил над ним акт легкого вандализма - схватил за хвост, возле шипа и предъявил фотографу. Глубина - чуть больше. Интересно, что песок постоянно какими-то полосами меняет свой цвет -он то желтый, то серый, то почти белый, то вообще превращается в крупную гальку. Крупные скалы и камни по левую руку от нас легли таким образом, что осталось бесконечное количество гротиков, ложбин, пустот, трещин и пр. Туда всегда необычайно интересно светить фонарем и ожидать какого-нибудь приключения. Минут через пятнадцать неспешного дайва мы видим высокую (метров 5 ) композицию из когда-то утонувшего здесь автобуса и рыбацких сетей с буйками. Сети зацепились за автобус и изо всех сил стремятся вверх. Но железо не позволяет им этого сделать. Вот так они сосуществуют вместе, попутно радуя проплывающих мимо дайверов.
Володя с напарником идут на всплытие - показывают “замерзли”. Мы с Игорем, переглянувшись - решаем идти дальше. Хорошие переливы и оттенки цветов впереди - бескрайняя песчаная пустыня при хорошей видимости начинает манить нас в свои глубины. Все чаще встречаются странные предметы, идентифицировать их невозможно. Вот например - эта странная и массивная штука из камня, напоминающая огромное биде. На вид имеет совершенно искусственное происхождение и возраст, по-моему - откуда-то из древности.
Но вот и пора наверх. Допиваем остатки чая. Узнаем, что на катере один парень успел искупаться в ледяной воде, пока мы ныряли, дельфины продолжают свою дикую пляску и потихоньку идем в базу. Я знаю, что после такого мощного зимнего дайвинга все тело будет пропитано энергией и теплом. Мы не торопясь обсуждаем детали погружений и входим в родную бухту. Деревья в цвету, запахи. ВЕСНА!
Но не стоит расслабляться - мы с Артем Николаичем летим 3го апреля в Хургаду и у нас будет три недели на двух сафарийных кораблях - из Хургады и из Шарма. Я приеду домой 18 апреля, Артем - 4 мая.
На майские я буду в строю, как обычно. Если повезет - то не только нырнем, но и сходим в горы.
От имени всего подводного клуба “Правда о Дайвинге”,
Алексей Мардасов
14th Апрель 2010 в 2:31
Хорошо написано. Красивые фото.
Только не понял- “в субботу 26 апреля установилась тихая и безветренная погода.” Єто какого года???
20th Апрель 2010 в 0:54
Александр, спасибо, что обратили внимание на неправильную дату. Запутались при написании, но сейчас всё исправили.
5th Май 2010 в 15:11
как всегда приятно читать написанное пером Мардасова! и не важно где ты в этот момент находишься в Симферополе или в солнечной Флориде (кстати, пока здесь) всегда хочется все бросить надеть снаряжение и вглубь!!!!
спасибо, что не меняешь курс!!!!!
6th Май 2010 в 22:47
Антоний,брат!
Ты чего там делаешь-то?
Что-то я совсем ничего про твои вояжи не знаю…Как это ты из Одессы да сразу во Флориду?