Новая версия сайта "Правда о дайвинге в Крыму" с актуальными ценами и свежей информацией здесь.

Не знаешь своего бади – не надейся на него !

Как часто мы погружаемся с людьми, которые нам случайно стали бади? У меня такая ситуация бывала очень часто. И я каждый раз считал, что со мной рядом полноценный напарник, тем более что он ссылался на свой сертификат дайвера. Так же получилось и на этот раз. Севастополь, бухта Казачья, прекрасная погода, комфортный дайвбот -переделка из спасшлюпки. В компании с уже известными мне опытными дайверами, новый человек – «Валера». Вроде бы снаряга приличная и на автомобиле крутом приехал. Ничего не настораживает. Правда излишне суетлив, но это не главное. Получилось так, что мне идти под воду с ним в паре. Условия погружения вроде бы не из самых сложных. Максимум 18 метров, видимость 3-5 метров, температура воды 11-20 градусов. Я в сухаре, 15-литровый баллон с 200 бар, снаряга в порядке, самочувствие отличное, короче все ОК. У моего случайного бади мокрый костюм 7+7, все остальное вроде бы в порядке – не из дешевых. И оделся быстро. Никаких сомнений пока. Приготовились опрокидываться за борт, и тут он вспоминает, что вентиль на баллоне у него закрыт. Просит одного из дайверов его ему открыть. Я заодно тоже прошу проверить мой. Рефлекс. Этот факт меня не насторожил – а зря. Но это понимаешь потом - когда на твердое упал, а соломка-то рядом! Короче, вывалились за борт. Я его быстро нашел и все вместе начали погружение. На грунте разбились по парами начали барражировать над дном в поисках интересного (сами понимаете чего;). Тут мой бади начал гонки. На меня внимания никакого. Гоняет туда-сюда, вроде и компас есть на руке, а направление не держит. Я следую за ним на расстоянии видимости, время от времени предпринимаю усилия, что бы не отстать. Ну да ладно, бывает. Азарт. Опять я не насторожился, но меня это немного начало раздражать. Когда у меня осталось 100 бар, я его хватаю за ласту и стандартным жестом спрашиваю сколько у него осталось воздуха. В ответ он мне ни чего не показывает. Я показываю ему свой манометр. Он смотрит, и в ответ показывает свой. На нем 80 бар. Я успокоился. Вся эта процедура происходила на дне, глубина 15 метров, видимость 3 метра (если не мутить), я стоял на коленях, а он крутился, поднимая взвесь вокруг. На дне лежат камешки разные – большие и маленькие. После окончания общения он повернулся и начал удаляться от меня. В этот момент я почувствовал, что меня что-то держит за баллон, скорее всего за регулятор. Я испугался подумав, что зацепился за что-то, и дернув своего бади за ласту, вернул его к себе. Мне подумалось, что лучше пусть он посмотрит за что я зацепился, чтоб не наматываться дальше. Я жестом «посмотри» и большим пальцем показал ему за спину. Он тут же бросился ко мне и что-то начал делать с баллоном. Я даже обрадовался, решив, что мой бади нашел причину зацепа и сейчас освободит меня. И вдруг… Вот пишу, а мурашки слегка мечутся по верхней части тела. Бр-р-р. И вдруг … прекратилась подача воздуха из легочника. На выдохе. Почти пустые легкие. Сначала испуг, затем правая рука автоматически хватает октопус. Нажал клавишу принудительной подачи – пусто!!! Где бади? Где-то сзади! Разворачиваюсь в пол-оборота рывком. В голове гнилая мысль о зацепе. Вижу бади. Хватаю его за жилет и разворачиваю, ища октопус. Увидел ! Хватаю! В рот! Нажимаю клавишу! Глаза на лоб! Воздух еле-еле забурлил. Хлебанул воды, проглотил. Легкий вдох … Так за два-три цикла наконец наполнил легкие. Подача воздуха отвратительная – с усилием втягиваю живительный газ. Наконец посмотрел на бади. Он удивленно смотрит на меня. Я ему показываю об оперативном всплытии и увлекаю его к поверхности, крепко держа за компенсатор. Плавно всплываем, конечно же, без остановки безопасности. Наконец на поверхности! Жить-то как хорошо!!! (А хорошо жить - ещё лучше). Дальше диалог: --Что случилось?(Он) --Прекратилась подача воздуха!!! За что я зацепился?(Я) --Ни за что, у тебя ремень перехлестнулся через вентиль. Повернись, я посмотрю! (что-то делает сзади). --Какой ремень, ты мне вентиль не закручивал? --Ты что? У тебя ремень болтается, я его поправлял. --Какой ремень? --Ну… петля на компенсаторе, что сверху. --Почему так плохо твой октопус подает воздух? --Я им вообще не пользуюсь. --Все,выходим из воды! --Давай еще нырнем, у нас же много воздуха осталось..? -- Ты что не понял, что я чуть не утонул? На борт! Я проверяю легочник – работает, октопус работает.Тут у меня проскакивает нехорошая мысль про техника, который недавно делал ТО моему регулятору. Порву на куски!!! Подходит дайв-бот, выходим на борт. Дальше пустой разговор с бади и вышедшими на борт двумя другими дайверами о происшествии. Я все это время мучаю свой регулятор, но все сильнее начинаю совневаться в своем бади – а не закрутил ли он мне вентиль? Подозрение усиливается, когда он вдруг вспоминаем, что ему пора на берег и просит высадить на ближайшем причале, вызывая своего шофера. «Снарягу заберу потом» - последние его слова. Второе погружение я делаю на чужом регуляторе, любезно предоставленном моим новым бади. Он мужественно пользуется моим. Претензий нет. Через два дня я провожу проверку регулятора, погружаясь с борта великолепного водолазного катера «Крым» на глубину 41 метр. Еще одно погружение на 18 метров. Все отлично. Многоопытный Мангуп - любитель Крымских гор и глубин, делает заключение – «регулятор здесь не при чем», чем подтверждает мой анализ происшедшего. Итак, вот как я себе представляю то, что произошло. Когда я стоял на коленях, проверял давление в баллоне моего бади, октопусом зацепился за камень или камни. У меня такое часто случалось в Красном море с кораллами. Через шланг усилие передалось на редуктор, создав иллюзию зацепа именно им. Октопус низковато висит (надо учесть). Я, перестраховавшись, попросил помощи у напарника, который уже тогда вызывал у меня сомнения (плохо). Затем терпеливо ждал, пока он мне закручивал вентиль(кошмар). Потом два полных вдоха при закрученном вентиле и характерный «хлюп» мембраны. После прекращения подачи воздуха, выплюнув легочник, проверил наличие воздуха в октопусе (отлично), не потеряв при этом драгоценного времени. Нашел бади с его отвратительным, но все же работающим октопусом. И самое главное - удачно добрался до атмосферы. О, кайф! Затем, поняв, что сделал бяку - Валера открыл мой вентиль и прикидывался, что он здесь не при чем. Конечно, это моя версия, и она может быть ошибочна, но что это было тогда? Правду знает лишь Валера, но он наверняка скромно помолчит. Поныряем и понаблюдаем за регулятором. Кстати, на следующие погружения я ходил с двумя регуляторами, благо соответствующие баллоны на катер «Крым» были вовремя доставлены по моей просьбе. Конечно, глубина 15 метров это не 50 метров. Но должен вас заверить, что при условии внезапности прекращения подачи воздуха на выдохе, удовольствие не из приятных. Самые приятные воспоминания меня посетили в ближайшую бессонную ночь. Захотелось даже выпить спиртного, хотя конечно настоящие дайверы этого не делают никогда!!! Мораль сей истории такова – Не знаешь своего бади – не надейся на него. 30 июня 2006 год , Гипанис

Севастополь, Крым - Черное море