Миссия невыполнима

Изначально проект, связанный с дайвингом на Адриатике, задумывался, как акция, которая могла бы доказать всем желающим, что нечего даже и пытаться найти дайв-отдых лучше севастопольского.

Воспитанные в суровых крымских аскетических традициях поклонения Прекрасному, с мозгами, промытыми с детства крымской пропагандой, никто из нас даже мысли не допускал, что на свете может быть место лучше Тавриды. В соответствии с заранее разработанным планом, участники этой экспедиции в Хорватию должны были тщательно записывать свои ощущения, впечатления, вести дневники и делать выводы. Все это нужно было для того, чтобы получить действительно объективную информацию для сравнения. Обычным для нас методом научного тыка мы выбрали для предстоящей экспедиции место с самой чистой водой, богатой историей, интересной архитектурой и недорогим, но качественным вином. Этим местом совершенно случайно оказался остров Хвар. Забегая вперед, скажу, что многие участники проекта, после его окончания, но еще перед убытием на Родину, было засомневались – действительно ли дайвинг и отдых на Полуострове лучше, чем на Острове? Признаюсь даже я – старый крымманьяк почувствовал какие-то странные уколы приятной благодати, которая разлита на Хваре, кажется, повсюду - начиная от величественных, глубоких рифов и пещер, до старинных средневековых ратуш и площадей. Конечно, эти укольчики не дотягивали до ощущений от падения в термоклин на Ушаковке или до чувства глубокого счастья от покорения горы Шаанкан-кая. Но, знаете ли – это все же был тревожный сигнал.

Надо добавить, что в успешной организации этого тура в Хорватию нам странным образом помогли беспорядки в Египте и отказ от сафари по Южному маршруту Красного моря. Решение было скорым и даже стремительным. Нужная нам группа набралась в течение одной недели и мы смогли купить недорогие билеты на первый украинский чартер до Сплита и еще забронировать номера в двух местных отелях – один 2 звезды (тянет на египетских 4) а второй 4 звезды (пять египетских). Потом, когда все уже было сделано, нам оставалось лениво разминаться дайвингом в Черном море и еще радостно бродить по крымским горам в предвкушении интересной поездки.

Большое количество информации по Хорватии было изучено в Интернете, различных форумах и методом опроса «бывалых». Ничто не предвещало каких-либо неожиданностей. Мы чудесно собрались в Борисполе, сели в самолет, стали дружно думать о пилоте – чтобы он «хорошо взлетел и крайне удачно сел». Ну и вобщем- полетели.

В Сплите маленький такой аэропортишко – заходишь на посадку над морем и быстро-быстро приземляешься. Очереди, пограничники любезные – все как обычно. Но вот вдруг девушка-полицейская с большим пистолетом на боку показывает на белорусский паспорт нашего гомельского друга Вадзима и не разрешает ему пребывание в Хорватии без визы. После недолгих препирательств, молниеносных и неэффективных «звонков другу», и чувства безысходности нашего Вадима с сыном Ильей уводит пара полицейских и сажает на обратный самолет в Киев. Мы все вспоминаем Батьку Лукашенку, Евросоюз и молчаливо аплодирующую белорусскую оппозицию…

Путь до Хвара не такой уж и быстрый – сначала на микроавтобусе, потом часа два ожидания-брожения по морскому порту и набережной этого небольшого городка и еще час путешествия на скоростном пароме (в точности как те ферри-боты, которые курсируют между Хургадой и Шармом).

Когда видишь сам остров – то истинные его размеры не понятны. Мы идем вдоль других больших островов и куда-то заворачиваем, смотрим на горы в дымке у горизонта… «Да это ж Италия !» - радостно говорит Володя Ершов и всем становится смешно. Можно поверить, что если присмотришься тщательно – то увидишь Неаполь, который расположен по ту сторону Аппенинскго «сапога», в Тирренском море.

Ясный, солнечный день. Еще до швартовки в порту Хвара мы пытаемся увидеть из открытого моря свой отель и территорию дайв-центра, где нам предстоит нырять - но там все красиво и непонятно. Изучать маршруты ходьбы предстоит на месте. Автобус по узким улочкам развозит нас по отелям, и как именно он туда добрался по горам – совсем не ясно. Впоследствии окажется, что пешком там добираться гораздо ближе и удобней, да и все нужное, необходимое для жизни – рукой подать. Однако пока еще я обливаюсь потом и пребываю в непонятках. Куча водолазных сумок загружена в микрик, который вернулся из любезности, но сумки эти до дайв-центра приходится везти мне одному и по совершеннейшему наитию – водитель не знает, как туда близко подобраться на колесах и приходится тащить сумки волоком. Даже в таком смутном состоянии я не могу не обратить внимания на окружающую красоту и сильный запах соснового леса. Чистая, красивая бухточка, поросшая лесом, вполне такой совдеповский отель «Сирена» перед ней, (закрытый, к счастью, до июля) – это все мне очень нравится. Народу нет никого – только два человека из дайв-центра, которые (Але оп!) мне уже и помогают. Все. Договорились на завтра. Начнем нырять по здешним красотам с небольшой группой немцев. Думать об этом больше не хочется, а есть желание слегка обмыться и найти путь от отеля к набережной, которая так прекрасна была на фотках в инете.

Суета первого дня в конце концов объединяет нас в единый, ядреный коллектив и приводит в небольшой ресторан на набережной, где все пьют местное вино хорошего качества и привыкают к средневековому спокойствию узких улочек.

Дайвинг

Хорошие, большие и масштабные рифы ожидали нас на Хваре, Браче и на Адовых островах. Все дайв-сайты – глубокие, с изломанным, красивым рельефом и пещерами. Знаете – что-то среднее между Черным и Красным морем. Не раз и не два меня не покидало ощущение, что я нахожусь где-то на Беллс - Блю Холл и в то же время рассматриваю гроты на Устричной стенке в районе мыса Айя. Черные и желтые кораллы, лобстеры в маленьких отверстиях стенки, морская губка, невероятного размера ракушки- в сотни раз увеличенные мидии, разнокалиберные рыбки и много еще чего интересного. Каждое погружение – особенное, отборное, похожих мест нет. За пять дней мы обошли южную и юго-западную часть Хвара, ныряли на архипелаге Адовых островов и даже за дополнительные 20 евро с человека двинулись в знаменитую глубокую пещеру на острове Брач, видели Сплит издалека и Трогир.

Уникальный капитано-матросо-инструктор Динко в возрасте 64 лет каждый день вывозил нашу команду в море на небольшом катере, вместимостью до 15 дайверов. С железным спокойствием, стальной рукой он выводил свою посудину в море и совмещал в одном лице все обязанности команды маломерного судна. Так же он больше всех знал подводные маршруты, проводил замечательные брифинги и очень вкусно готовил обеды на небольшой газовой горелке. Мне уже говорили, что дайв-гид в Хорватии – это большая редкость. Однако нашей группе это сильно не мешало. Брифинги были такими откровенными, что даже дети могли их запомнить и осознать под водой. Неоднократный чемпион по карате в возрасте 11 лет и ветеран двух сафари в Египте, Данила Федоренко – тому подтверждение. Ему по-моему приходилось сложнее всех, так как на него надели целых четыре гидрокостюма. Данила был моим неизменным бади-партнером почти на всех дайвах, за исключением, конечно же, слишком глубоких.

Каждое утро после завтрака мы шли в дайв-центр и местные жители издалека узнавали нашу группу. Обратно, после дайвинга, знаете, тоже классно было идти. Разгоряченный небольшим подъемом в гору ты неожиданно оказываешься в тоннеле, который соединяет напрямую, по короткому пути, две части города и заодно великолепно выполняет функции обычного кондиционера. Дальше, мимо многочисленных, но не громоздких вилл и апартаментов, с видом на море по правую руку, доходили до отеля. Таким образом путь оказался совсем не далеким, но очень приятным.

В начале первого дня Сергей Бидюк выиграл короткую, но ожесточенную схватку в Володей Ершовым за обладание единственной спаркой, которая была в дайв-центре. Результаты этой битвы Мегалодонов совсем, казалось, не расстроили Володю – но Женя Ершов, четырех лет от роду, видимо, принял поражение отца близко к сердцу и выражая свой детский, такой непосредственный протест, взял, да и бросился в воду с парапета безлюдной набережной совсем-совсем незаполненного людьми отеля «Сирена». Батяня, конечно, покряхтел-покряхтел – да и спас малыша, хотя до этого (но это секрет, Господа!) не проходил даже курса Рескью и первой медицинской помощи. Это уже потом, впоследствии он (Володя) придумал неправдоподобную историю о пластмассовой лопатке в воде и интересе юного моряка к этому предмету.

На борту катера Динко с нами были немцы (точнее немцы и люксембуржцы) – вполне милые такие люди. Толстяки, но плавали под водой неплохо. Сначала они поеживались из-за того, что мы их здорово потеснили на катере – но потом привыкли и стали общительными. Много расспрашивали у меня про Черное море и Севастополь – но как водится у них - темы жестоких боев в Крыму старались избегать, ну или просто не знали истории Второй мировой.

На самом Хваре было как-то свободно. Я имею в виду именно чувство свободы. Возможно, это была иллюзия, конечно – но этот дивный яхтенный мир, когда любая яхта может стать на якорь вблизи острова, а экипаж доберется до него на лодке и не будет нигде регистрироваться – этот мир создавал романтический ореол морских путешествий, просоленных бородачей-капитанов и рождал миражи далеких островов. Вот и нырять там было хорошо и интересно. Никто не нудил про «максимальных 30 метров», не грузил по мелочам и народ хорошо сам понимал свои пределы. Капитан Динко, презрев все стандарты подводного плавания, подкладывал дополнительный кусок мяса или рыбы тому, кто победил в ежедневном конкурсе «Кто сегодня глубже всех нырнул». Вообще надо сказать, что все рифы были глубокими и очень разными. Добрели мы, практически от необходимости аж почти до 60 метров на чудесном сайте «Компанелла», где были ярко-желтые мягкие кораллы на двух подводных горах, примыкающих друг к другу, и смысл дайва был в том, чтобы по спирали подниматься из глубины вокруг одного из них, предварительно бросившись в ущелье между ними.

Конечно же – все запомнили пещеры и самую удивительную, в виде перевернутой чаши, на острове Брач. Два узких входа с поверхности и глубины 5 метров шли во внутреннюю полость, где сразу же чувствовался мощный объем. Диаметр главного помещения – метров 40. Глубина у основания – 18, но два тоннеля cо сводчатыми потолками простирались вниз почти до сорока метров – причем, как оказалось, в самой глубине нет и намека на свет из-за ступенчатого перехода. Первый раз, не понимая, как лучше исследовать этот потрясающий дайв-сайт я шел к самой дальней части по грунту, почти потеряв ориентацию. Фонарь в этом смысле помогал не сильно. Потом-таки до меня дошло, что надо спускаться вниз по потолку (подволоку, как сказали бы на Флоте). Так было гораздо разумнее и осознанней. Особенно интересно было наматывать круги в пещере, наблюдая своих товарищей по погружению. Завораживающий свет, непередаваемое чувство трехмерности подводного мира, игра теней и ощущение полной законченности текущего мгновения – что еще надо крымскому, да и вообще любому водолазу в Хорватии или еще где-нибудь?

Одним словом с нырялкой повезло - даже как-то не ожидал я этого. Думал рельефы будут наподобие турецких в Мраморном море, а тут оказался такой масштаб и супервидимость, что очередной раз шевельнулось предательское: «Уж не лучше ли, чем в Балаклаве?». И все же каждый раз после дайвинга, выпив местного вина, я снова и снова понимал, что вино – оно да, действительно лучше крымского в разы. Но дайвинг наш, севастопольский, все-таки пограндиозней будет…

Друзья Гальперина

Как-то так получилось, что Саша Гальперин с Ариной Бесстраховой быстрее всех узнали на острове самые злачные места, кафе, бары, рестораны и даже секретные места, где жарили баранов. Нам оставалось заходить в незнакомое пока еще заведение и представляться «друзьями Гальперина» в надежде получить какую-нибудь льготу в виде дополнительного бокала красного сухого.

Средневековые узкие улицы Хвара имели силу необычайного к себе притяжения. Хотелось бродить по ним бесконечно, вдыхая запах старины, я бы даже сказал – вечности. На второй день мы неожиданно поняли, что отель наш расположен в самом удобном месте, откуда быстро досягаемы были все достопримечательности городка – набережная, променад вдоль моря, старинная крепость, зона средневекового города и рынок. Мне кажется, невозможно устать от постоянного впитывания красоты средиземноморья – но тут еще и люди оказались совершенно положительными героями. Неторопливые, спокойные, вежливые, всегда чисто и опрятно одеты. Я часто испытывал легкое внутреннее напряжение. Потом понял – просто я подсознательно ждал культурного шока от возвращения на родину и плотного общения с нашими соотечественниками… (И скажу, забегая вперед – он таки (культурный шок) случится, в матери городов русских – Киеве).

Открыв для себя путь в старый город, мы уже не могли не ходить туда ежедневно и помногу раз. Всякий новый поход сопровождался обилием новых, случайных деталей – удивительная, завораживающая скульптура на кладбище, потрясающие витражи в ратуше, предметы старины и запах дубленой кожи в многочисленных питейных подвальчиках (конобах). С Олегом Мокрым, который был уже несколько лет бессменным предводителем одноименной «банды Мокрого» мы совершали почти бесконечные моционы по береговой линии, часто наблюдая на пляже вечеринки «западных» товарищей. Как-то они так мило покричат-поорут, пивка поцедят, лицо гримом себе разрисуют по-разному – а потом в один момент куда-то исчезнут, просто испарятся, счастливые до невозможности. И потом никаких тебе пьяных на берегу не валяется (специально исследовал пляж), мусора нет вообще, а обычной и даже привычной для нас драки альфа-самцов невозможно и вообразить.

По всей набережной расставлены скамейки в самых живописных местах – вечером так хорошо прогуляться, посмотреть на закат, вспомнить былое…

Коллектив наш каждый вечер незаметно расползался по городу, чтобы затем встретиться где-нибудь в неожиданном месте и выпить терпкого винца в прохладной Конобе. Хорошо, приятно вспоминать эту островную не торопливость. Хорваты – спокойные, совсем не одержимые идеями панславянского братства. По-русски мало кто понимает, хотя слова совсем почти наши, вроде бы. Кстати, для украинского уха сербско-хорватский язык, мне кажется, более приемлем. Мне же лично понравилось то, что в этом языке многие славянские слова не переделывались на западный манер, как в русском. К примеру - не «пассажир» обязан сохранить свой билет до конца поездки а «путник» . Или вот как выглядит надпись на мемориальной доске в честь славяниста :

« Na ovom je mjestu 1525 g
Vicko Pribojevi?
Odr?ao svoj zanosni govor
O velicini slavenstva»

Отлично сказано – «заносный говор»!?

Поглощая вино, пршут и большое количество твердого сыра в подвалах, никто из наших и не думал болеть, хотя по традиции я пригласил в Хорватию Ивана Стоматолога – моего давнего товарища по египетским странствиям, на котором и лежали обязанности по медицинскому обеспечению команды. Впрочем Иван, как мне кажется, сам нуждался в помощи и сочувствии. В самом начале дайв-программы он, одевая сухарь, и торопясь нырнуть в красоту красивую, разрезал обтюратор своим алмазным перстнем и потом нырял в прокатном мокром костюме совершенно как обычный человек. Иван, как и я, взял с собой подводный фотоаппарат и кое-что наснимал. Я же провозил туда-сюда свой фотик совершенно бесполезно – заботы о друзьях на катере и общение с капитаном Динко поглотили меня целиком и я, увы, не смог воплотить в чудесные кадры свой глубоко скрытый талант подводного фотографа. Видимо поэтому, дорогие друзья, мне приходится так много писать об интересном дайвинге, средневековом Хваре и наших друзьях, которые так быстро и живо откликнулись на мою неожиданную инициативу.

Впрочем, я уже заканчиваю и, надеюсь, что немного отвлек вас от созерцания поздней Осени, столь быстро пришедшей в наши края. Чтобы немного продлить лето – мы едем с 12 по 19 ноября в Египет, где будем предаваться безграничному дайвингу на сафари. Там есть еще пара мест - http://mardasov.ru/2011/09/nostalgia-for-the-red-sea/

Начало следующего июня (2012) предлагаю посвятить изучению Черногории в формате десятидневной поездки и пяти дней дайвинга. Отговорки не принимаются. Все, считайте, уже записаны.

С уважением, Мардасов Алексей
Инструктор NAUI, IANTD,CMAS
17 октября 2011 года
Балаклава-Севастополь-Хвар

Традиционно в коллективе

Следить за дискуссией

2 коммент. к “Миссия невыполнима”

  1. Andrey (London) пишет:

    Как всегда, г-н Мардасов стиль изложения потрасающий!
    … Я жалел уже когда знал что не могу поехать, после прочитанного это чувство обострилось. Успехов в Египте

  2. Alex пишет:

    вот. а теперь мы в черногорию едем. с 9 по аж 23 июня. понравилась Адриатика, выходит ходит!

Оставить комментарий или два