: Главная / Отчеты / Балаклава… Балаклава…

| RSS

Балаклава… Балаклава…

29 Июль 2010 | Один комментарий | Рубрика Отчеты

Город Харьков, как известно, силен не только своими пробками, дорогими машинами, купечеством и мэром-оригиналом. Время от времени юные литературные дарования из Харькова в поисках незыблемых энергетических крымских субстанций посещают некоторые дайв-сайты, расположенные недалеко от Балаклавы. Совсем недавно, вслед за Юрием Добрым вместе с нами, с морем общался и горнолыжник Слава Поляков. Эмоциональный всплеск от этого общения донесся и до нашей веб-странички. С удовольствием публикуем записки Вячеслава о нескольких днях
небольшого дайв-отпуска.

Балаклава… Балаклава…

Балаклава… Балаклава… Збышко долго катал языком во рту это новое и удивительно вкусное слово. Звучание нравилось. Одновременно напоминало и сладкую пахлаву, и добрую бабу Клаву откуда-то из далекого детства, и Балаклею из Харьковской области. Ассоциации роились в голове, избыток впечатлений распирал грудь. Теплый крымский вечер густой пеленой опускался на Меккензиевы горы, серая нитка прекрасного шоссе пошла под уклон, где-то на повороте гладкой линзой блеснул свинец черноморской воды. Вот и хитрый поворот на 180 градусов, переезд, интересно, какой поезд идет до Балаклавы, указатель с названием промелькнул на обочине. Пора звонить Игорю, дальше сами не найдем.

“Улица Калича, односторонняя, после площади, справа стоянка машин и яхт-клуб. Ехать около километра (неужели здесь все такое игрушечное), потом мимо церкви 12 Апостолов вверх вдоль бутовой стеночки, возле дома стоит катер..”. Проскочили за пару минут, затаив дыхание провели глазами стройные ряды белоснежных яхт, которые как нахохлившиеся чайки покачивались на темной воде, вот маленькая церквушка акуратно вписалась на склоне, стоп, на табличке, какого века? Все верно. Церковь 12 Апостолов , 13 века! На ощупь пробираюсь по узким улочкам, со всех сторон амфитеатром нависают дома. А вот и в ярко освещенной беседке нам приветственно машет рукой гуру мировой подводной фотографии и дайвинга Сергей Григорьевич Глущенко, рядом с ним приветливый хозяин, прячущий улыбку под аккуратными усиками - Игорь Резник собственно, один из ведущих подводных фотографов и мастеров подводной видеосьемки. Нам сюда, именно по приглашению Сергея Григорьевича мы оказались в Балаклаве, с ним нам предстоит принять участие в сьемках новых ультрасовременных лодок харьковской фирмы “Бриг “. Но все это будет завтра, а сегодня будет неспешное общение под пение цикад, холодное ароматное вино в запотевших бутылях от радушного хозяина, легкая закуска на гриле, шепот звезд на нависшем куполе неба и тосты, тосты, тосты сродни грузинским.

Да, путешествие обещало быть интересным. Тысячу километров отделяло нас от цели, хотя бы на денек я обещал заскочить к кумовьям в Солнечногорск, тем более они там собрались всем составом, с бандой маленьких нахалят, успешно терроризировавших окрестности и чуть не уничтоживших хозяйский коттедж. Солнечногорск поразил обилием отдыхающих, с шести утра аккуратно располагающихся в четыре ровненькие шеренги вдоль береговой линии и относительной прохладой после харьковских 38. Полтора дня шумной и уютно-добродушной возни с малыми промелькнули как миг и под вечер мы вырулили в сторону Фороса. Теплый след в душе оставило посещение Форосской церкви, уже добрый десяток лет я слежу сначала за ее реставрацией, затем за внешней отделкой, стоит она себе на высоченной скале, блестя на солнце куполами как маяк, нет, вернее как светоч.

От созерцания игры света и теней на форосских скалах оторвал звонок Юры Добряка, который среагировал на мое легкое и ненавязчивое упоминание о Балаклаве как самонаводящаяся торпеда. Он оказывается уже с раннего утра в Балаклаве и уже успел сходить в море с экипажем командора Мардасова. В настоящий момент предается трансцедентальной медитации в крепости Чембало над Балаклавой, наблюдая как последний сегмент оранжевого шара скроется за скалами и Балаклавская бухта расцветет огнями. И задача перед Юрой стоит простая - найти те самые неповторимые крымские сгустки энергии, которые по убеждению Леши Мардасова делают человека Человечищем и даже Титаном!! По восторженному тону Добряка, переходящего с волнительно-свистящего шепота на орлиный клекот восторга, я понял что он близок к истине, практически прозрел и находится в умиротворении. И ему явно нужна поддержка, наша поддержка. Ауди рыкнула как потревоженная львица и добавила ходу.

Не знаю какую цель преследовали властители балаклавских судеб, размещая на каждом доме табличку о принадлежности к памятникам истории, но изучить историю Балаклавы по ним проще простого. Мы вот оказывается разместились в доме, в котором в 30-е годы действовала школа подводников ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения). Раннее, теплое, светлое балаклавское утро заглядывает в окошко. Сегодня я ассистент Сергея Григорьевича, уходим на скалы, выбираем точки сьемки, лодки на подьезде к Балаклаве. Мой дилетантский взгляд в корне разбит уверенной работой Сергея Григорьевича. Он как снайпер пристреливает каждую точку, метко ловит отличный ракурс. Вечером, уже в компании Юры Добряка, заглянувшего к нам на огонек, мы с полуоткрытыми ртами слушаем истории о тропических странах, позирующих скатах-манта, огромных акулах- замбези, байкальской километровой черноте и кубинской вольготной ночной жизни. Да уж, еще нам далековато до 8000 погружений Сергея Григорьевича, но мы будем стремится. Выдвигаемся на променад по вечерней набережной. Яхты и лодки у причалов стоят такие, что принц Альбер сопит своим носом, а Роман Аркадьевич нервно улучшает дизайн свой “Eclipse”. Ласково глядит на море Куприн, романтик Балаклавы. Провожаем Юру в его генуэзский дворик.

Из любой точки Балаклавы до набережной Назукина рукой подать. Именно здесь в 8-15 Алексей Евгеньевич Мардасов зычным голосом подает команду отходить. Из балаклавской бухты у нас два пути - направо, к мысу Фиолент и налево, в сторону мыса Айя. Первой точкой для погружения командор выбрал лабиринты возле Айя. Короткий деловой брифинг в неповторимой быстроскороговористой манере. Удивительно, но все понятно. Нашу группу ведет сам Алексей. Погружаемся на грунт, 13 метров, удивительный рельеф, какая-то макрогеометрия, лунные разломы, стыки плит, проплывы. Когда-то здесь все это вставало на дыбы, шипело, выбрасывая струи пара, огненными языками ползло в море. Удивительно красочные разломы, мощные плиты, ямы, гроты. На 20 метрах ярко выраженный термоклин, вода опускается до 20 градусов, комфорт не пропадает, проходим через каньон, спад до 25 метров. Какая жирная расщелина!! Конечно нам туда, Алексей своим магическим фонарем “Металсаб” обозначает направление, я - замыкающий, расщелина достаточна для передвижения только очень хорошо вывешенного водолаза. Передо мной узкой змейкой ловко просачивается Добряк, он успевает везде, он то выше нас, то ниже, то справа подмигнет, то слева чувствуешь движение его ласт. За расщелиной стенка, по которой слегка подвсплываем, Мардасов запрашивает воздух. У меня и у командора достаточно, Юра и наш четвертый партнер Витя сьели побольше. Помогаем ребятам, начиная подьем на октопусах, Алексей четко ограничивает остановку безопасности, очень комфортный дайв, все четко, по-морскому. Не отходя от кассы, командор собирает всех на носу, получает и Юра Добряк за нерациональность расходования воздуха и конечно же под ласково-угрожающее “Ники-ники” Мардасова попадают харьковчане, почему-то отставшие от группы и примкнувшие к другому коллективу с другими задачами и совершенно другим дайв-планом.

Миша разворачивает катер, переход к месту второго дайва коротаем за крепким чайком. Тихонько оглянувшись выбираю себе кружку побольше, к месту оказываются хрустящие, слегка подгоревшие сухарики, притащенные запасливым Добряком. За сухариками подтягивается и Саня, инструктор со стальными нервами, человек неистребимого хладнокровия, невозмутимости и рассудительности, я бы даже имел смелость назвать его подводным Буддой. В добром обмене комплиментами и колкостями добрые люди провели полчасика и пора на выход, нас ждет Шпиталь. Место удивительной энергетики, инкубатор позитивных эмоций. Наша buddy-team с Добряком получает автономность и свободу действий, уйдя под воду, едва не садимся на якорь - кошка, не решаемся его тащить весь дайв, примечаем местечко. Забегая вперед скажу его благополучно увел из-под носа Артем и доставил на борт дайв-бота. Да мы и не против. Уходим с Юрой на 20 метров, среди водорослей отмечаем останки камбалы, еще якорь. Как говорит Саня, все корабли, могущие плавать во время Крымской войны, находились в то время у берегов Балаклавы. Судя по количеству якорей был их легион. Настолько спокойно протекает дайв, что успеваю пофантазировать, представляя в голове сцены морских баталий, грохот пушек, ползущие якоря, переставшие удерживать корабль во время бури, грохот обломков. Выводит из раздумий мелькание ласт доброго человека перед глазами. Делаю пару мощных гребков. Крупные ерши, едва различимые среди таких же по цвету водорослей, набравшись наглости, неторопливо проплывают перед глазами. Возвращаемся к скале, пытаясь соориентироваться по нависшей над водой тени. Честно говоря, слегка промазываем, делаем остановку безопасности на полке. Глубина 6 метров, лежим с Юрой на мягкой подстилке из пушистых водорослей на пузе как львенок из мультика и наблюдаем за жизнью обитателей моря. Аккуратно поднимаемся, обнаруживаем себя метрах в 100 от катера, ближе к берегу, идем на трубках, воздух действительно свеж и напоен ароматом можжевельника. Удивительное место.

Сойдя на берег, не могу отказать в искушении отведать юшки по-генуэски с греночками. Хозяйственный Юра знает все достойные точки общепита, юшка действительно вкусна и навариста, стаканчик ледяного хереса приходится в самый раз, оживляет беседу, придает речи мудрость и рассудительность. Имея просто вагон свободного времени, до отхода поезда Юры еще 3 часа, мы побродили по колоритным улочкам Балаклавы, типично то ли греческим, то ли португальским, забросили вещи и через 15 минут оказались на другой стороне бухты. Уникальный военно-морской музей “Балаклава” в простонародии “Штольня”, история воинской части 90989, подводный щит некогда могучей страны. Обьект строжайшей секретности теперь доступен каждому. Времена холодной войны были битвой на опережение. За три года, 1950-1953, был построен подземный завод по обслуживанию, ремонту, перевооружению подводных лодок. Цифры вряд ли оставят равнодушным - толщина скальной породы над каналом 126 метров, обьект выдерживает прямое попадание ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн, для сравнения Хиросима получила 15 килотонн. После этого обьект может существовать в автономном режиме до 30 суток. Основной канал длиной 600 м принимал одновременно до семи подлодок, которые пройдя регламент, выходили с другой стороны бухты. Двери весом по 10 тонн, тонны бетона и жидкого стекла, сухой док, образцы вооружения, торпеды, мины, макеты подлодок, кораблей - наши глаза горели как у мальчишек.

Унесся вдаль скорый поезд, унося домой в Харьков доброго человека, пришедшегося по душе в Клубе Честного Дайвинга. А у меня остался в запасе еще один день. С утра я как штык готов к бою, невзирая на легкий дождик, накрывший Балаклаву. Командор обьявил программу, ну с крайним днем мне решительно повезло, идем на виновоз. По заявленным характеристикам, корабль разбился с грузом вина в 1934 году. Очень красочные картинки сопровождали брифинг, Алексей умелыми мазками набросал на плане расположение объекта, все что могло попасть в наше поле зрения. Особенно удался ему паровой котел ростом с бакетболиста Шакила О”Нила. Вот прямехонько к котлу и привел свою группу Мардасов. Правильно, плясать так от печки. Железный жбан конечно гигантских размеров, вокруг разбросаны детали машины, похоже несдобровал котел и рванул, когда море ворвалось в машинное отделение. А вот винты неподалеку, один сорван, второй остался на гребном валу. Задняя часть судна достаточно цела, многие укромные уголки доступны если не для проникновения, так для обзора. Краем глаза замечаю взмах плавника кого-то крупного. Держась руками за переборку заглядываю за уголок - у- у какой крупный ершара!! Трогаю за плечо командора, показываю, жест колоритен и красочен, потом на палубе он скажет одно “Огромный как свинья!”. Проходим внутрь корпуса судна, идем вдоль гребного вала, глаза разбегаются от обилия железа. Алексей находит бутыль, окаменевшую от времени, но горлышко отбито, содержимое давно употребили крабы. Здорово!! Очень колоритный сайт! Пора и честь знать. Переход на новое место, Саня ищет сухарики к чаю, к разочарованию выясняем, что с Юрой Добрым исчезли и добрые хрустящие сухари. На второй дайв ухожу в группе Артема, поставлен замыкающим. Впереди идет парень в охотничьих ластах, диапазон их работы метра три вокруг него, иногда еле успеваю увернуться. Добрым словом вспоминаю Добряка, у которого хоть ласты поменьше и аплитуда поспокойнее. На новом месте просто кучи якорей, сверху барракудой падает Рома, он нашел огромный якорь с длиннющей якорной цепью и тащит всех полюбоваться своей находкой. Парочка якорей нахимовской эпохи, лежат себе практически нетронутые веками. Артем командует всплытие, что-то я сегодня экономен, манометр - 90 бар. Аккуратно делаем safety-stop в толще воды, выходим практически у борта. Завершаем дайв - программу отчаянным купанием на траверзе Золотого Пляжа. Впечатления бьют через край и все дают выход энергии в диких прыжках, заплывах, нырках. Саня-энерджайзер дал 16 кругов вокруг катера, застоялся, унего была педагогическая работа сегодня. Все, уходим на берег, тщательно скалдываю снарягу, вечером мне домой. Строим кучу планов на будущее, Алексей ждет новую лодку, скоро и Донузлав примет Клуб Честного Дайвинга. Тепло прощаюсь с ребятами, здоровский коллектив, отличные парни!! До новых встреч !!

Вячеслав Поляков

Следить за дискуссией

Один комментарий к “Балаклава… Балаклава…”

  1. Юрий (Добрый) ,Харьков. пишет:

    А как ПРАВДИВО и душевно-художественно изложено,а?

    Ну и отдельный респект за “юных литературных ДАРОВАНИЙ” , оч приятно сознавать себя с “сильной стороны” харьковских достопримечательностей на уровне с мэром .
    А что, ведь небольшой видеоролик скрытой камерой ,только ДОБАВИЛ Харькову ИЗВЕСТНОСТИ и ПОЗИТИВА - ну если действительно текст был написан ПОДЫБИЛЬНОМУ ,в отличие от наших со Славой рассказов об энергетических днях в Балаклаве.

    Даёшь новые “твоРческие” ДАЙВ-САЙТЫ !!!

Оставить комментарий или два