: Главная / Новости / Всекрымский актив

14 Декабрь 2009 | 2 коммент. | Рубрика Новости

КОКТЕБЕЛЬ

Коктебель

Давно хотелось побывать в межсезонье в Коктебеле, а тут и случай удачный в начале декабря – пятая научно-практическая конференция по активным видам туризма. Узнал я об этом от давнего знакомого Вячеслава Хачатуряна, который еще больше десяти лет назад помог мне войти в содружество «активных туристов», читая яркие, лекции в музее Панорамы на эту тему. Мне кажется, рассказывал тогда Хачатурян о менеджменте в туристской отрасли, впрочем, слушать его было всегда интересно, а общаться легко и приятно.

Из рассылки я узнал, что сбор запланирован на 3-4 декабря и это тоже отражало мои интересы. Ведь только что я прибыл из долгой египетской командировки – был на Синае, в Африке, неделю на яхте мы плавали в по югу Красного моря, и потом рассматривали через Акабский залив огоньки Саудовской Аравии, сидя в Дахабе. Дома, в Крыму сразу же захотелось в горы – к яркой и прозрачной крымской Осени, ошеломляющим запахам леса и полной Луне на пустынной набережной…

Третьего декабря мы выехали из Симферополя морозным, солнечным утром и всю дорогу я тренировался прокладывать путь по GPS, поставил точку в месте нашего предполагаемого прибытия. Прибор постоянно считал время приезда и скорость, показывал повороты, общую карту маршрута и пикал, если отклонились от правильного пути.

Коктебель - страна «коньЯков» был тихим и совершенно опустошенным прошедшим сезоном, поселком. Заботливо заколоченные ржавыми листами, пронумерованными белой краской окна домиков на первой линии, закрытые до весны магазины и ресторанчики, оголенные навесы на пляжах и общая безбрежная пустота – в целом, как ни странно, очень подходили к окружающему горному великолепию.

В Коктебельском ДК реально собрались самые мощные силы активного туризма Крыма. В основном – это экскурсионная отрасль, базы отдыха в предгорье и на море, пешеходники, представители учебных заведений, пресса, ученые, гос.структуры и экстремальные туристы: дайвинг, парапланы, рафтинг и др. Титаны активного туризма, наши уважаемые ученые Герцен А.Г., Ена А.В., Русанов И.В. выступали первыми и мгновенно овладев вниманием аудитории, заставили в очередной раз содрогнуться мое сердце от пронзительной любви к Родине, к нашему Крыму, к могучему потенциалу полуострова и его сложной истории.

45 параллель

После перерыва на обед все участники были доставлены на гору Клементьева, где брошенная когда-то вниз шляпа Волошина зависла в восходящих потоках, где планерам и парапланам очень комфортно, и где, оказывается, расположена 45 параллель («Золотая середина») - равное расстояние и до Северного полюса и до Экватора. Факту этому все были рады необычайно и даже культурно выпили на всякий случай.

Мозговой штурм продолжился в Коктебельском ДК ближе к вечеру. Все стремились скорее выступить, чтобы успеть на автобус в Симферополь. Примерно половина участников приехала на один день и уезжала вечером в столицу Крыма. Забегая вперед, скажу - я очень рад тому, что решил остался на следующий день – потому как настоящие и самые запоминающиеся события этой конференции развернулись в горах, в лесу, в красоте и горном покое – как, собственно, и ожидалось.

Коллега

В большом зале между тем продолжались выступления наших коллег – у кого-то наболело за последние годы, кто-то делился опытом или предлагал новые направления для деятельности, другие рассказывали о безопасности, книгах, потенциале своих регионов. Все вопросы были живыми, актуальными, и надеюсь, большинство пожеланий бомонда активного туризма нашего полуострова будет учтено в итоговом постановлении. Мне же лично запомнилось несколько тем, и самой жаркой из них была об отношениях туристов с лесоохотничьим хозяйством. В острой полемике ломались копья, выяснялась правда и открывались внутренние, неосознанные мотивы участников. Все это оказалось так глобально, что грозило затянуться до глубокой ночи. Люди медленно, но уверенно стягивались к уже очень долго стоящему «под парами» автобусу на Симферополь. Однако самые стойкие активные туристы выдержали весь мучительный процесс познания Истины почти до конца. И я знаю, нас вдохновляла мысль о «Дружеском ужине», который должен был состояться неизбежно, и одно это уже согревало душу.

И все же в двух словах – что, кроме вопроса о лесниках, вызвало наибольший интерес у публики? Ярким было выступление директора Ялтинской киностудии о кинотуризме в Крыму. Смысл был в том, что туристы могут заказать фильм о своем отдыхе и путешествиях, причем сами будут играть все роли. Лучше и доходчивей это сделать в комедийном формате. Сценарий, реквизит, оператора и пр. предоставит киностудия, а крымская земля в умелых руках, как мы знаем, может изобразить почти любой мировой ландшафт. Бюджет картины невелик – а удовольствие и память на годы. Слушая директора, я сразу вспомнил фильм, который мы сняли на сафарийной яхте в Красном море. Многие дайверы снимали до этого небольшие ленты о дайвинг-сафари но все это было слишком одинаково: стандартный набор подводных красот – «Вот мы ныряем. Глядите – акула! А вот у нас обед.. А так проходит брифинг… А здесь мы выпили виски, и вот – глядите, хи-хи, веселимся!» - ну, в таком духе. Мы, напротив, долго выдумывали сюжет, специально готовились, взяли с собой реквизит, распределили роли, написали сценарий, который разбивал всю картину на небольшие но, совершенно невероятные, уморительные сцены и новеллы. Конечно, если использовать возможности профессиональной студии – может получиться достойный продукт, хоть на фестиваль посылай.

Много хорошего было сказано о мемориальном комплексе «35-я береговая батарея». И к слову, сейчас в севастопольских новостях показывали, как будут заливать бетоном купол мемориала – кстати, он будет самым большим в нашей стране. С удивлением я узнал, что этот комплекс существует на пожертвования и добровольные взносы. Я думаю, что бетонные конструкции все же взял на себя город – очень уж велики затраты, по ощущениям.

Живой интерес у аудитории вызвало создание «веревочных парков». Об этом говорили ребята-спасатели, которые их эксплуатируют, и был еще парень от фирмы производителя. Я, откровенно говоря, первый раз о таком услышал, но видно было, что отдыхающим (особенно детям) такие парки очень нравятся, турфирмам позволяют разнообразить отдых, а бизнесу - нормально заработать. В итоге все счастливы и от этого всем вдвойне хорошо.

Когда все закончилось, мы с коллегами, переполненные осознанием исполненного долга шли на зов полной Луны, в направлении на кафе «Жасмин», где нам обещали дружеский ужин. Надо сказать, что на обеде были некоторые несостыковочки – все мы, голодные, после автобусов и первой части докладов, пришли сразу, и некоторые ждали, чтобы перекусить. К ужину ошибки были учтены, столы исправно накрыты, свет приглушен, ресторанный исполнитель шансона пел хорошо поставленным баритоном. По тому, как активные туристы за столами знакомились, сближались ускоренными темпами, выпивали и танцевали, стало понятно, что завтра мы расстанемся уже не совсем чужими людьми.

Хотелось пройти у моря под свет полной Луны. Почти все коллеги еще оставались в кафе, и наутро я узнаю, что некоторые увлеченные так и не дойдут к своим номерам до рассвета. Дул приятный южный ветер, Кара-Даг ощутимо нависал над небольшой набережной, и море шумело, перекатывая воду и гальку… Ночь прошла спокойно, а утром, все оставшиеся «наши» в Коктебеле, выдвинулись на автобусе и машинах в сторону села Краснокаменка и Кизилташского, святого Стефана Сурожского, монастыря.

МОНАСТЫРЬ

Монастырь

Я много ходил по горам, но редко видел такие спокойные и возвышенные места. . Длинная, неширокая долина окружена горами со всех сторон. Покой и тишина в каждом повороте спускающейся книзу дороге. По обеим сторонам дороги – невысокие дома и территория воинской части. Постепенно начинают проясняться в сознании слова нашего экскурсовода о Стефане Сурожском, иконоборцах, монастыре в пещерах и долгой, я бы сказал торжественной истории здешних мест.

Мы шли длинной вереницей по горной тропе. Запах земли, листьев, звуки далекой службы в храме.

В долине под нами чужеродными предметами виднелись – военная техника, навесы, столбы, колючка. Впереди, среди гор – три небольших здания Кизилташского монастыря и мощные скалы с красноватым оттенком у вершин. Я чувствую такие места. Такие, где время течет иначе и Вечность машет своими бесплотными крыльями. Кажется, само течение времени замирает, и ты остаешься наедине с собой и Богом… Восприятие действительности изменилось, все чувства, словно бы усилились многократно и ты не узнаешь себя в этой новой реальности. Не хочется никуда спешить, весь мир и так полон неслышных звуков, неясных сигналов и кажется невероятно емким и цельным. Я стараюсь не расплескать, не потерять это внезапно возникшее чувство единения с бесконечностью.

Пещера

Чтобы добраться в пещеры, где молился Стефан Сурожский, нужно пройти через глубокую трещину в скале. Вместе со Зверозубом (Игорем) выходим на чудесную видовую площадку. Справа – пещера, слева колодец, далеко внизу под нами духовой оркестр играет гимн Украины. Это новобранцы готовятся к завтрашнему приему присяги. Все явления и поступки в этот момент кажутся исполненными глубокого смысла. Экскурсоводы (которые проводят мастер-класс) рассказывают много интересного, в том числе и про многократные свечения и явления ангелов в этих заброшенных кельях и на месте старинных монастырей. Мы с Игорем почему-то вспоминаем Мадеру, часть которой при правильном приготовлении улетучивается из бочек на солнце. «Это доля Ангелов – говорит мой друг». Я счастлив. Хочется Мадеры со вкусом каленых орешков…

ПещераСтатуя и Алексей

На обратном пути я с удивлением узнаю, что все монастырское хозяйство поддерживается в рабочем состоянии руками трех-четырех послушников и настоятеля. Летом приезжают разные волонтеры и у них есть отдельное жилье – изначально это был вагончик, впоследствии облицованный камнем.

С теплым и немного грустным чувством я покидаю эти места. Остро хочется еще раз прийти сюда, но в этот раз из Старого Крыма – дореволюционная дорога к этому городку тянется в долинах, среди гор и составляет около пятнадцати километров.

ТИГР

Военные

Первоначально мне даже как-то не очень хотелось экскурсии по воинской части. 15 лет я отдал Флоту, служил на атомных ракетоносцах и казарменную жизнь представляю себе прекрасно. Я подозревал, что будет грустная показуха, надраенные перед нашим визитом полы, худые, прыщавые и изможденные солдатики. Увлекала идея пострелять из разных видов оружия. Почему-то благодаря изучению нашей программки я решил, что дадут пострелять, и собственно все манипуляции с военными, затеяны специально для этого. Однако уверенность моя таяла, потому что людей было слишком много и даже если исключить женщин – то все равно боеприпасов бы мы израсходовали недопустимо много.

Слишком самоуверенными поначалу мне показались военные, что встретили нас на КПП, и подозрительно чистой территория воинской части. Почти у каждого воина на спине и на груди была надпись «ТИГР». А сама часть оказалась полком специального назначения МВД Украины. Начальство быстро (видно не впервой) разделило нас на несколько подгрупп по 15 человек, каждой был придан старший офицер. За полтора часа нам удалось осмотреть: площадку для подготовки бойцов перед заступлением на службу, спортплощадку, подсобное хозяйство, столовую, казарму, штаб, комнату отдыха и психологической разгрузки, санчасть. Постоянно я ловил себя на мысли «Ну где же, где же подвох?». Слишком богатым и солидным для армии казались все осмотренное. Не столовая – ресторан, не казарма – общежитие, не санчасть – а клиника. Везде качественный ремонт, чистота и порядок на высшем уровне. В глазах у военнослужащих – гордость за свою часть. Масса всяких мелочей, на которые я не мог не обратить внимания и абсолютно точно могу сказать – не показуха! Эх, если б все воинские формирования в нашей стране были в таком же состоянии и готовности! А ведь это лишь хорошие боевые традиции и воля командиров. Кроме того, часть средств, заработанных полком при несении охранной и постовой службы, попадает на нужды части. Во всем этом чувствовалась какая-то невероятная, фантастическая для военных организация и правильность.

На стрельбище

В финале экскурсии мы таки попали на стрельбище и узнали что же такое кинжальный огонь. Сначала стреляли по отдельности из разных видов оружия – гранатомета, пулемета, автоматов, снайперской винтовки, крупнокалиберного пулемета на БТР и реактивного противотанкового гранатомета. Эта последняя штука (РПГ) была особенно ужасной. При выстреле из нее горячая волна всколыхнула всю публику, стоящую не меньше, чем в сотне метров от расчета и взвыли сигнализации всех машин.

Затем все стрельнули одновременно из всех этих ужасных орудий убийства. Жутковато, по правде. Вдруг подумалось о том, что бывают войны, конфликты, страх, ужас, смерть и живые люди принимают в себя весь этот свинец, который так быстро и неумолимо летит…

Обедали в огромной палатке очень вкусной солдатской едой. Люди сблизились так, что уже представляли собой единый коллектив. Становилось все больше и больше общих тем для разговора и сотрудничества.

Обратная дорога не была утомительной, Симферополь встретил наш автобус праздничными огнями, правда всего лишь на центральных улицах. Тепло прощались. Кое-кто пел оптимистичные песни. Жаль, времени было мало. У нас возникла мысль, что в следующий раз для неформального общения можно было бы сразу разделить участников на небольшие группы по их регионам и видам туризма, которые они представляют.

Надеюсь эта хорошая традиция – собираться всем нам, деятелям активного туризма не будет забыта и, конечно, нужно помнить, что сила наша – в организации, в сплоченности. В этом случае мы сможем реально влиять на положение дел в туристической отрасли родного Крыма.

С уважением,
Руководитель подводного клуба
«Правда о дайвинге»
Мардасов Алексей

Следить за дискуссией

2 коммент. к “Всекрымский актив”

1. Татьяна и Игорь пишет:

Алексей большое спасибо!
    Ты умница, так красиво и подробно все описал.
    По все вероятности мы участники семинара были на одной волне,и ты в своем отчете как будто озвучил наши мысли и эмоции.
    Большое тебе спасибо!
    До встречи на 6 семинаре.

С уважением
    Игорь и Татьяна
    Форос

2. Татьяна пишет:

Потрясающе правдиво и красиво описана конференция!
    Особенно метко написано о Кизилташе и стрельбищах.